Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Календарь, праздники и обряды белоруссов



Главная  //  Традиции, обряды, обычаи  //  Календарь, праздники и обряды белоруссов  


История белорусского календаря
Белорусские месяцы
Радоница (Радуница)
Юрье
Троица (Сёмуха)
Купалье
Спас
Жатва
Покрова

История белорусского календаря
Археологические данные, исторические документы свидетельствуют о том, что у истоков древнего славянского календаря стоял цикл сельскохозяйственных работ, которые соответствовали состоянию природы. Практически все белорусские названия месяцев до нашего времени сохранили свою первоначальную основу. Эта система пришла к нам из Древнего Рима. Но есть мнения, что календарь в 365 дней впервые был разработан в Древней Греции. Позже, в 46 году до нашей эры, его реформировал знаменитый философ и полководец Гай Юлий Цезарь. В соответствии с его расчетами год должен был продолжаться 365, 25 дней. Но сутки бывают только полными, поэтому в его системе три года были по 365 суток, а четвертый – 366. С 45 года до н. э. начало года переносится на 1 января. Систему летоисчисления начали называть юлианской.

В 324 году римский император Константин объявил христианство государственной религией. В 325 году было решено праздновать дату, когда воскрес Христос в период между 22 марта и 25 апреля. Таким образом, дата празднования Пасхи определяется следующим образом: это должна быть первая неделя после первой полной фазы месяца, которая наступает после дня весеннего равноденствия.

Юлианский календарь потерял за несколько столетий 10 дней и дата празднования дня весеннего равноденствия не соответствовала астрономическому календарю. Папа Григорий XIII предложил новую систему, в которой учитывалась эта поправка. Новое летоисчисление было начато в октябре 1582 года (вместо 5 октября сразу перешли к 14) и получило название григорианского.

Известно, что в 1054 году христианство разделилось на две конфессии: православие и католицизм. Православие поддерживало юлианскую систему (старый стиль). Католики придерживались григорианской системы (новый стиль).

24 января 1918 года в России был принят Декрет о введении западноевропейского календаря. По новому календарю сразу после 31 января наступило 14 февраля.

Почти вся Европа в начале X века начинала новый год с Рождества Христова. Исторические сведения, археологические данные, различные произведения литературы говорят о том, что белорусы начали год в разный период, но дата начала года всегда была в период наступления дня весеннего равноденствия. Но это могло быть и 1 апреля – начало весны, 21 марта – день весеннего равноденствия, 25 марта – день, когда воскрес Иисус Христос.

В разных районах Беларуси начало года не совпадало. Та территория, которая была в составе Речи Посполитой, с 1364 года праздновала рождение года 1 января. В восточной части Беларуси год начинался весной, затем с 1493 по 1700 год в соответствии с Византийской церковной традицией – 1 сентября.

И только 20 декабря 1700 года вышел приказ Петра Великого о праздновании начала года 1 января. Именно в этот день отмечают Новый год все европейские страны и в наши дни.

Какие ж календари существовали на территории Беларуси? Кроме этого на территории Беларуси известен деревянный брусок, длиной 30 – 50 см с 3, 4 или 6 гранями. Такой календарь просуществовал с XII до XVIII вв.

Издавна у белорусов каждый день недели имел определенную цель в выполнении той или иной работы:

Понедельник – сильный день; это день для посадки огурцов, тыквы, фасоли; это мужской день и поэтому в этот день очень хорошо квасить капусту.
Вторник – мужской день, удачный день, в этот день необходимо начинать работать.
Среда – женский день, постный день, хорошо в этот день сажать овощи.
Четверг – в этот день нельзя ничего сажать в огороде.
Пятница – женский день, постный день, в этот день нельзя вязать, ткать, можно сеять, строить.
Суббота – женский день, можно работать в доме.
Воскресение – нельзя работать в доме, выполнять полевые работы, купать детей.
[наверх]


Белорусские месяцы
Январь – студзень (в этот месяц было холодно, была стужа).
Февраль – люты (в этот месяц сильные метели, лютый мороз).
Март – сакавiк (деревья начинают сок пускать).
Апрель – красавiк (все начинает расцветать, становится красиво).
Май – май, травень (начинает расти трава).
Июнь – чэрвень (черви вылезают из земли).
Июль – лiпень (цветет липа).
Август – жнiвень (пора жатвы (жнива)).
Сентябрь – верасень (цветет верас).
Октябрь – кастрычнiк (цветет кострица).
Ноябрь – лiстапад (в этот месяц начинают опадать листья).
Декабрь – снежань (в этот месяц начинает идти снег).
[наверх]


Радоница (Радуница)
Радоница – день памяти предков. Отмечается Радоница во вторник после пасхальной недели. Живые поминают умерших на девятый день после дня воскрешения Христа. Утром в этот день хозяйка готовила ритуальную еду. Только потом начинали собираться на кладбище. Все одевались в праздничную одежду, брали с собой льняную скатерть, еду, водку, обязательно брали пасхальные яйца, свенчоную соль. Перед тем как идти на кладбище, шли в церковь, освящали еду.

На кладбище необходимо убрать могилки. Скатерть расстилали на убранную могилку, на нее ставили еду, зажигали свечку. Умершему необходимо положить также еду. Затем хозяйка брала пасхальное яйцо и качала по могиле крест-накрест. Затем по кругу пускали рюмку с водкой, несколько капель необходимо было прыснуть на могилку, а остальное выпить.
[наверх]


Юрье
Юрье празднуется 6 мая. Это давний обычай первого выгона скота. Юрий – опекун животных и земледелия. Юрий заменил языческого бога Ярило. Этот праздник более, чем какой претендует на начало весны. Именно на Юрье начинают куковать кукушки.

Хозяйки рано утром выгоняли скот. При этом в воротах обязательно клали пасхальное яйцо, пояс, хлеб и свенчоную соль. Яйцо – символ жизни, поэтому оно должно обеспечить будущий приплод, оберегать скот от болезней, для этого хозяйка три раза обходила вокруг коровы, обводила яйцом по ее шкуре. Пояс оберегал животное от различных повреждений. Соль – средство от судорог. Когда хозяйка выгоняла корову, то легонечко била ее освещенной веточкой вербы.

Юрье – праздник пастухов. Обычно пастухов одаривали хлебом, кусочком сала, яйцами. Когда они уже стадо выгнали на поле, то разводили костер, готовили угощение, обязательно пекли яичницу, с которой потом обходили три раза все стадо.
[наверх]


Троица (Сёмуха)
Это древний языческий праздник, традиция. Отмечается на 50-тый день после Пасхи, т. е. на седьмой недели, отсюда и название Семуха. Час празднования Троицы (конец весны – начало лета) совпадал с периодом активного роста растительности, поэтому одним из наиболее распространенных является обряд украшения дома и всех хозяйственных построек цветами и другой зеленью, которую называют «маем». В ворота, в трещины бревен дома втыкали веточки липы, клена, граба или березы. По состоянию этих веточек определяли, каким будет лето и будущий урожай. Если они быстро засохнут, то надо ждать жаркое лето и небогатый урожай, а, если веточки на протяжении недели сохранят свою красоту, то будет богатая осень.

Девушки собирались и шли в лес завивать березки. Они выбирали две рядом стоящие березки, раскачивали их, чтобы можно было ухватиться за верхушку дерева, которые потом сплетали между собой. Из двух согнутых березок образовывалась ритуальная арка, через которую надо было по парам, взявшись за руки, три раза пройти туда и назад. Этот обряд получил название «кумление». Смысл обряда в том, что девушек принимали в среду женщин – продолжательниц рода. Береза – дерево, которое отдает свою энергию человеку и лечит его.

Важное место в Троицком обряде занимает гадание на венках из цветов или березовых веточках.

Через неделю девушки шли опять в лес и расплетали березки, т. к. считалось, что можно обидеть дерево. Теперь уже «раскумливались».

Почему Троица? На 50-тый день после того, как воскрес Иисус, апостолы собрались вместе, как им было сказано Сыном Божьим. В священном действии принимали участие все три ипостаси божественной троицы: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух. Отсюда и название.
[наверх]


Купалье
Купалье празднуется в ночь с 6 на 7 июля. Этот праздник отмечается в честь Иоана Христителя. В основе всего купаловского обряда лежит поклонение солнцу, огню, воде и растительности. Празднование обычно происходит на традиционном ритуальном месте, на котором отмечалось наиболее значительные события.

Центральное место занимал ритуальный огонь. Подготовка к празднику проводилась с самого утра. Парни из нескольких деревень собирали для костра разные предметы: солому, лапти, одежду, ветки, засохшие деревья и т. д. Девушки собирали цветы для венков.

Праздник начинался с разложения костра. После этого девушки готовили яичницу и устраивали совместный ужин. Потом начинались бесконечные игры, пели обрядные песни, водили хороводы.

Как только пламя огня уйдет на убыль, девушки надевали на голову венки и в паре с парнями прыгали через огонь. Прыжки через огонь имеют очистительное значение, а также переход во взрослую жизнь

Заканчивался праздник всеобщим купанием в реке и пусканием венков в воду с целью погадать о своем будущем. Если венок сразу же пойдет на дно, то замуж в этом году девушка не выйдет, а, если венок поплывет далеко и ровно – будет счастливое замужество. Купание в реке также имело очистительный характер. После купания молодежь качалась в утренней росе.

По преданию в купаловскую ночь собирались ведьмы на самом высоком холме. Коней в эту ночь держали дома, надежно закрывали их в конюшне. В дверях хлева вешали фитилем вниз громничную свечу и крапиву, чтобы ведьмы не забирали ночью молоко у коров.

Но самым главным символом Купалья является «папороть-кветка». В народе говорят: «Кто найдет «папороть-кветка», тот будет счастливым».
[наверх]


Спас
В народном календаре есть три праздника, которые отмечаются в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы Марии, Преображения Господня и перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдесы в Царьград соответственно 14, 19 и 29 августа. Все они получили название Спаса.
Первый Спас – 14 августа – Медовый Спас. Считиется, что с этого времени пчелы перестают накапливать мед и поэтому необходимо подрезать соты, чтобы и дальше продолжать сбор меда. Утром шли в церковь освещать мед, воду, разные лекарства и мак. Основной ритуальной выпечкой этого дня были блюда с маком (вареники, пироги). Мак должен был обеспечивать здоровье, сохранять от нечистой силы.
Второй Спас – 19 августа – Яблочный Спас. В этот день церковь освещала фрукты, которые до этого времени строго запрещалось употреблять в пищу, особенно женщинам, у которых умерли дети.
Третий Спас – 29 августа - праздник окончания жатвы. В народе говорили: «Третий Спас хлеба принес», «Пришел Спас – ушло лето от нас».
[наверх]


Жатва
Готовились к жатве заранее. Хозяин не раз проходил вдоль золотистой стены и смотрел, не слегла ли рожь, хорошо ли поспел колос. Хозяйка также смотрела, чтобы не было «заломов» или обжатых загонов.
Если все было хорошо, то готовились к зажинкам: вымывали дом, белую скатерть клали на стол. На завтра утром самая молодая невестка одевалась в чистую одежду, брала с собой золовок и шли они на поле. Невестка пожинала небольшой сноп ржи, красиво обвивала его специальным ритуальным рушником и как можно выше подбрасывала его в гору. Затем молодые отправлялись домой. Невестка подавала сноп свекрови, которая одаривала невестку деньгами и полотном. После этого через два дня собирались на зажинки.
Заканчивается жатва дожинками. Дожинки делали после третьего Спаса. После уборки урожая делали праздничный стол.
[наверх]


Покрова
14 октября – Покрова. Празднуется в честь Пресвятой Богородицы. Как раз в этот период происходят перемены в погоде. Начинаются заморозки. После Покровов начинается период свадеб.
[наверх]


Литература:
1. Народы России - http://www.narodru.ru
2. Беларусь ЭКСПО 2000 - http://expo2000.bsu.by




На правах рекламы:



Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа