Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.

Музыкальное искусство Беларуси

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.


Главная  //  Творчество  //  Музыкальное искусство Беларуси




Зарождение профессионального театра в Беларуси
Первая белорусская труппа
Музыкальное икусство
Расцвет белорусской музыкальной культуры

Зарождение профессионального театра в Беларуси
В формировании белорусского профессионального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов М.Савиной, П.Арленева, М.Ходотова, В.Комиссаржевской. Разнообразный репертуар русских драматических коллективов складывали не только пьесы развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались произведения Н.Гоголя, А.Грибоедова, А.Островского, А.Чехова и др. русских драматургов. Успешно гастролировали по Беларуси украинские театры Н.Старицкого, Н.Крапивницкого. Приезжали также польские театральные коллективы.

Под воздействием выступлений профессиональных театров в белорусских городах и местечках образовывались любительские театральные коллективы. В Минске на сцене Дворянского собрания профессионалы и любители ставили произведения русской, украинской и зарубежной драматургии. 5 июня 1890 г. в городе был открыт постоянный театр (теперь помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году в Минске было образовано Общество любителей искусства. В среде белорусской интеллигенции постепенно формировалась идея о необходимости образования белорусского национального театра профессионального типа.

Подъем белорусского национально-освободительного движения, рост национального самосознания белорусского народа, появление новых значимых произведений белорусской драматургии способствовали в начале 20 века образованию многочисленных музыкально-драматических кружков и организаций, так называемых белорусских вечеринок. На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники вечеринок столкнулись с нехваткой белорусских пьес, поэтому они ставили драматические произведения русских, украинских авторов. Репертуар вечеринов квлючал также пьесы “Павлинка” и “Примаки” Я.Купалы, “Антон Лата” Я.Коласа, “Модный шляхтич” К.Каганца.
[ наверх ]


Первая белорусская труппа
На традициях белорусских вечеринок возникла Первая белорусская труппа Игната Буйницкого – настоящий театр профессионального типа. Значимое место среди деятелей белорусской культуры заняла особо ее создателя. Землемер по профессии, тесно связанный с простым народом, действительно патриот, И.Буйницкий на свои личные средства образовал труппу в собственном поместье Полевачи в Десинском уезде. В 1907 г. закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 г. после участия Первой белорусской вечеринки в Вильно театр И.Буйницкого стал профессиональным.

В репертуаре Первой белорусской труппы были песни, танцы, постановки пьес “По ревизии”, “Помылись в дураки” Н.Крапивницкого, “В зимний вечер” Э.Ожешки, “Михалка” Далецкого, “Сватание” А.Чехова, декламировались произведения белорусских поэтов и писателей. И.Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси И.Буйницкий помогал местным любительскис кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра.

В 1911-1912 гг. труппа И.Буйницкого выступала в Петербурге, в 1913 г. коллектив посетил Варшаву. Таким образом И.Буйницкий знакомил зрителей с художественной культурой белорусского народа, обращал внимание на ее особенности, неповторимый национальный колорит. Особо высокую оценку общественности получило второе выступление в Петербурге труппы И.Буйницкого. Российский журнал “Вестник знания” отметил, что успех белорусских артистов был колоссальным. Я.Дыла назвал их выступление в столице триумфальным.

Дело И.Буйницкого по созданию национального театра активно поддержали газета “Наша нива”, прогрессивные деятели белорусской культуры Я.Купала, Тетка, Т.Гартный, З.Бедуля. Однако материальные трудности вынудили И.Буйницкого в 1913 г. закрыть театр.

Деятельность Первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую страницу в развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент в развитии дела последователями И.Буйницкого на пути становления белорусского театра. Преемником Первой белорусской труппы в процессе формирования национального театра стало Первое общество белорусской драмы и комедии. Оно возникло в Минске после Февральской революции. Организовал общество известный белорусский актер и режиссер Ф.Жданович. Вего коллектив через некоторое время вступил В.Голубок, которому принадлежит прекрасная роль в развитии белорусского театра в послеоктябрьский период. Творческие возможности общества были ограничены, потому что оно держалось только на энтузиазме участников. Несмотря на трудности, коллектив уже в первые недели своего существования осуществил гастрольную поездку по Беларуси.
[ наверх ]


Музыкальное искусство
Белорусское музыкальное искусство является неотъемлемой частью мировой культурной цивилизации. Глубокая приверженность коренных белорусов обычаям и традициям своих предков определила одну из наиболее отличительных черт современной белорусской музыкальной культуры - сохранность ее корневого слоя и актуальность в наше время. На фоне общеевропейского культурного ландшафта Беларусь по праву можно считать культурным заповедником, поскольку древнейшие формы народного наследия продолжают существовать в сельском быту.

Ведущее место в белорусской народной музыке занимает песенное творчество, которое представлено календарно-земледельческими и семейно-обрядовыми песнями. В эпоху формирования белорусской народности и времена крестьянских восстаний возникли мужская социальная лирика, эпос и песни бытового содержания; в XIX в. были сложены батрацкие, рабочие, революционные песни, а также припевки-частушки, а в Великую Отечественную войну родился пласт современного белорусского фольклора - партизанские песни.

Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием музыкальных инструментов: жалейка, дуда, дудки, рог, труба, скрипка, лира, цимбалы, гармоник, бубен, барабан и др.

Ведущие центры, в которых исследуются проблемы теории, истории и практики музыкального фольклора и профессиональной музыки - Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси, Белорусская государственная академия музыки. Белорусский государственный университет проблем культуры.

Носителями музыкальной традиции были скоморохи. В церковной музыке X – XIV вв. сформировался местный тип знаменного распева. XV – XVII вв. - время расцвета духовной и певческой православной культуры, появления рукописных нотных сборников. В быту возникает кант вокально-хоровая песня-гимн и псальма.

В спектаклях школьного театра и передвижного кукольного театра «Батлейка» значительна роль музыки, как традиционного фольклора. Памятники музыкально-бытовой культуры барокко - сборники вокальных и инструментальных музыкальных произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты». В XVIII в. центрами музыкальной культуры стали частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и др. С начала XIX в. в больших городах действовали городские оркестры, ставились спектакли («Рекрутский набор» и «Селянка» С. Монюшко на либретто В. Дунина-Марцинкевича). Работали композиторы А. Абрамович, М. Ельский, Ф. Миладовский и др.
[ наверх ]


Расцвет белорусской музыкальной культуры
В XX в. произошел подлинный расцвет белорусской музыкальной культуры и образования. В 1918—1919 гг. были открыты музыкальные школы и народные консерватории, позже преобразованные в музыкальные техникумы. Особое значение приобрел Минский музыкальный техникум (ныне музыкальное училище имени М. Глинки). На базе его оперных и балетных классов в 1933 г. был открыт театр оперы и балета. В 1932 г. открывается консерватория, ныне Белорусская государственная академия музыки.

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера.

В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации.

В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений. Это Е. Глебов, который особое признание завоевал в жанре балета: «Альпийская баллада», «Избранница», «Маленький принц»; В. Солтан, создавший романтическую оперу «Дикая охота короля Стаха» на сюжет повести В. Короткевича.

В песенном жанре успешно работали В. Словников, Ю. Семеняко, И. Лученок, В. Иванов, В. Будник, Э. Зарицкий и многие другие. В 1980—1990 гг. появились произведения духовной музыки (Л. Шлег, В. Копытько, А. Бондаренко).

В Беларуси работают: Национальный академический театр оперы и балета, Государственный музыкальный театр (с 1971 г.), Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича (с 1930 г.), Государственный академический симфонический оркестр (с 1928 г.), Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы (с 1939 г.), Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича (С 1952 г.), Академический хор Белорусского радио и телевидения с 1987 г., Симфонический оркестр Белорусского телевидения и радио (с 1958 г.), Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки (с 1987 г.), Государственный ансамбль танца с 1959 г., Белорусская государственная академия музыки с 1932 г., Белорусский союз композиторов (с 1932 г.), Белорусская государственная филармония (с 1937 г.), эстрадные коллективы «Песняры», «Сябры»; фолкрок представляют группы «Палац», «Крама»; этнорок — «Троица».

В последние годы созданы новые творческие коллективы, в их числе мужской вокальный квинтет «Чистый голос», джазовый ансамбль «Яблочный чай», больше проводится музыкальных фестивалей, которые позволяют приобщить широкие слои населения к лучшим образцам музыкального и хореографического искусства.

Кроме традиционных международных музыкальных фестивалей «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар в Витебске», постоянную государственную поддержку получают Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль «Блюз живет в Минске».

Проводятся такие крупные культурные акции, как фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», современной хореографии в Витебске, белорусской поэзии и песни в Молодечно, старинной и современной музыки в Полоцке. Всего в Беларуси постоянную прописку получили более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей, имеющих зрительскую аудиторию более 1 млн. человек, не считая телевизионной.
[ наверх ]


Литература:
1. Т. Б. Варфоломеева, Н. А. Ювченко. Беларусь. Факты - Мн.: 2003
2. “История Беларуси” Я.К.Новика и Г.С.Марцуля, ч.1,Мн1998,стр.401.
Copyright © Anastasia Philippova 2004-2017
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика


Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа