Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Белорусская свадьба



Главная  //  Традиции, обряды, обычаи  //  Белорусская свадьба  


Немного истории обряда
Сватовство в Беларуси
Помолвка в Беларуси
Девичник в Беларуси
Каравай – начало свадьбы!

Немного истории обряда
Все свадебные торжества белорусов, весь свадебный обряд можно разделить на три этапа: предсвадебные ("запыты", сватовство, помолвка), свадебные (венчание и свадьба) и послесвадебные (пироги и "медовый месяц").

Время проведения свадеб было не произвольным, а строго определено. Проведение свадеб строго запрещалось во время постов, а также в период с 7 по 21 января ("крывыя вечары", в это время игрались только "волчьи свадьбы"). Наилучшим временем считалось время после уборки хлебов, а также во время зимнего мясоеда (от Крещения до Масленицы). Но и в эти двухмесячные периоды время для проведения свадьбы определяли в соответствии с фазами луны. Наиболее благоприятным считалось время "маладзiка" и полнолуния. Во время подготовки и проведения свадеб учитывали бесконечное множество примет и суеверий, которые выполняли роль предсказаний на будущее. Например, бывали случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

В свадебных обычаях и обрядах белорусов отражались формы семьи, правовые нормы, моральные ценности и идеалы, а также постоянные контакты с соседними народами. Белорусская национальная свадьба – глубокий колодец мудрости, таинственности, глубокого почитания тех ценностей, что оставили нам предки. Всю белорусскую свадьбу условно можно разделить на несколько частей: сватовство, предсвадебные обряды, сама свадьба (застолье проводилось первый раз в доме молодой, во второй раз – в доме молодого), послесвадебная обрядность.

Свидетельством наступление совершеннолетия у молодых людей служила такая традиция: парень, которому исполнилось шестнадцать лет, должен был пожертвовать рубль старшим парням. Таким образом, они принимали его в свой круг. Если молодой человек не совершал этот обряд, то и не имел права свататься и жениться. Парни, приняв товарища в свой круг, ходили по улицам с песнями, шутками и плясками. Обычно это было вечером. Девушки же в этот момент принаряжались, украшали свои головы цветами и «каясніками». Они уже, согласно традициям, имели право ходить на «гулянні», «вячоркі» и сборы, где и начиналось знакомство молодежи. Зимой на «вячоркі» девушки собирались у кого-нибудь в доме и занимались рукоделием. В более позднее время в тот же дом приходили и парни, после чего начинались песни и танцы. Летом молодежь собиралась на берегу реки, озера или на лугу, на лавочке возле дома. До самой глубокой ночи молодые люди смеялись, пели песни, шутили. Очень большую возможность для сближения парней и девушек давали различные праздники (календарные праздники и обряды).

У белорусской нации случаи вынужденного вступления в брак были более редкими, чем у других славянских народов. Очень часто в белорусских населенных пунктах шло разделение жителей на богатых и бедных, таким образом, и молодые люди делились на две группы. И свадьбы между разными социальными слоями бывали очень редко.

Период свадеб у белорусов обычно начинался осенью, когда все сельскохозяйственные работы были завершены. В это время начинали ходить свататься, обычно после двадцать шестого сентября («Святы Багуслаў дружкі разаслаў»), а заканчивались сваты после двадцать шестого октября («Да Змітра дзеўка хітра, а па Змітры – хоць яе вытры»). Девушкам, к которым сваты не пришли, приходилось расстаться со своей мечтой выйти замуж на целый год.
[наверх]


Сватовство в Беларуси
Сватовство совершалось обычно во вторник, четверг и субботу. В сваты ходили компанией в три-пять человек. Чаще всего родной и/или крестный отец, дядя, брат жениха, иногда его мать или другая близкая родственница, очень редко – сам жених. Если сватались к невесте, которая жила в той же деревне или городе, где жениха все знали, то он не присутствовал на сватах. Отказ сватам хоть и не считался большой бедой, но был очень неприятным моментом для семьи жениха. По этой причине старались как-то заранее рассмотреть отношения между молодыми людьми, отношения обеих семей, чтобы предвидеть исход обряда сватовства. На Витебщине перед тем, как идти свататься, на ночь клали во двор кусок хлеба: если хлеб был целым – это предвещало хорошее сватовство, а если его погрызли мыши или другие животные – обряд откладывали на более благоприятное время. На территории Полесья перед обрядом сватовства проводили еще один обряд: «пасылалі ў пярэпыты», чтобы быть уверенными в том, что родители невесты настроены дружелюбно и примут посланников жениха. Сваты приносили с собой и угощения: водку, каравай, мед и т.д. Если девушка замечала сватов, то тут же уходила в другой дом или на улицу, откуда ее приглашали после достижения согласия с обеих сторон и обсуждения деталей. Очень распространенной на территории Беларуси была традиция, согласно которой просили сначала руку старшей дочки, если их в семье было несколько.

Разговор между сватами и родственниками молодой происходил обычно в игровой форме: «мы купцы, ці няма ў вас тавару?», «ці няма ў вас цялушукі, у нас ёсць добры бычок» и т.д. Родители невесты, смотря по обстоятельствам, соглашались или отказывали сватам. В случае согласия, в дом приглашали девушку и спрашивали ее мнение, тем самым, давая формальное право, решить свою судьбу. Невеста обычно подчинялась родительской воле и говорила: «Як бацька з маці хочуць, то ўжо пайду». Символом согласия и договоренности между сторонами, было распитие бутылки, которую приносили сваты. Также эту бутылку обвязывали поясом, насыпали вовнутрь зерно. А сват подвязывался соломенным скрутком, «маладых было лягчэй разам спутаць». В случае удачного завершения сватовства этим скрутком перевязывали молодого, давая ему понять, что исход дела удачный. Если сватам отказывали, то скруток разрывали и выкидывали по дороге. При отрицательном исходе дела, сваты имели право забрать все привезенные подарки. Иногда, выходя из дома переборчивой невесты, тут же шли в дом к другой. Сват, раздосадованный отказом, мог по дороге назад разбить бутылку о ворота, чтобы девушка никогда не вышла замуж.

При разговоре сват пытался как можно лучше описать дом и качества будущего жениха, чтобы как можно больше выторговать приданного. После удачного сватовства он просил подарок для жениха – залог согласия. Во многих местах в тот же день организовывались и "запоіны ".
[наверх]


Помолвка в Беларуси
С момента сватовства для семей жениха и невесты начинались постоянные хлопоты. В скором времени, семьи жениха и невесты собирались на «заручыны» (замовіны, вялікія запоіны, лад), где велись окончательные разговоры о дне свадьбы, о количестве гостей и т.д. На «заручынах» невеста делала подарки своякам жениха, а жених – невесте. В этот день к невесте приходили ее подружки и откусывали хлеб, чтобы быстрее замуж выйти. На этом же празднике очень часто молодых отводили в камору, где они могли побыть вдвоем. Также между молодыми существовала традиция на «заручынах» — обмениваться медными колечками. В Минской области была популярна традиция, когда на «заручынах» присутствовали только женщины: своячки невесты и жениха, их крестные. Будущие невестка и свекровь обменивались подарками
[наверх]


Девичник в Беларуси
Очень важной традицией являлась традиция прощания невесты со своими незамужними подругами – «суборная субота». Чаще всего этот обряд совершался в субботу накануне свадьбы. Подружки готовили свадебный головной убор невесты – венок, также плели украшения из цветов для себя и друзей молодого. Перед тем, как приступить к работе, девушки обязательно просили благословления у родителей невесты. Особенно внимательно и скрупулезно начинали плести свадебный венок, потому что по народным суждениям от этого зависела судьба невесты. Девушки старались сплести венок ровным, круглым, тугим и ярким. Жених с друзьями приходил обычно под вечер, но в дом не заходил, а останавливался в сенях. Шафер передавал от жениха невесте подарки, и только тогда жениху разрешалось войти. Девушки прикрепляли жениху к шапке веночек из руты или из бумажных цветов, после чего жених должен был выкупить невесту у ее подруг, для чего давал им по несколько копеек. После этого молодые обходили вокруг стола три раза (весьма часто в свадебных традициях белорусского народа фигурировало число три). Весь вечер в доме не смолкали песни и пляски. Реже такие же вечера проводились в доме жениха, так называемые мальчишники.
[наверх]


Каравай – начало свадьбы!
Признаком начала свадьбы являлась выпечка каравая. Каравай пекся и в доме жениха и в доме невесты, чаще всего только замужними женщинами, а незамужние девушки его украшали. Старшая каравайница просила у родителей молодых благословления перед каждым действием выпечки. Также весь процесс сопровождался песнями, которых было великое множество: - Старшая каравайніца
Не ў бяседзе сядзела,
Па пасаддзю хадзіла,
Кветку-каліну ламіла,
Каравая радзіла.
Очень часто на каравай молодой сверху прикреплялась утка из теста, а на каравай молодого – гуся, вокруг этих фигурок клали яйца – символ деторождения у белорусов.

Перед отъездом из дома жениха хлопот хватало всем. По обычаю, юноши и девушки из дружины молодого украшали брички, фурманки, тарантасы (в зависимости от местности и социального положения семьи). Особенно яркой была первая повозка, в которой ехал жених. Дугу оплетали хвоей (ветками ели, сосны, можжевельника), а сверху прикрепляли несколько разноцветных лент. Ленты были белого (в тон одежды невесты, как символ целомудрия и невинности) и красного (как символ перехода, перерождения, нового статуса) цветов. Главным атрибутом композиции украшения были колокольчики: посередине большой, по краям - меньше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре хаты стол, накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громнчную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а "грамнiцу" сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Кроме того он брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Помимо молодого и свата в состав дружины входили: крестная мать, "паджанiшнiк" (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем "сябрына" молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Обычно невесту наряжали не в своем доме, но выбор дома не был случайным. Прежде всего невесту нельзя было переводить через улицу, поэтому выбирали дом, который находился на стороне родителей. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Подружки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь одевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех основных частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть - тонкая короткая вуаль - собиралась пелериной и опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх пелерины крепили венок. Венок мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. И конечно же, венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского "кiрмаша": одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный "товар", другой - сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к "запретным" приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры; позднее "торговаться" доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными "сделкой", жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Дружина молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты - вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть поклонившись порогу - древней зоне захоронения предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, молодая (она шла за него замуж) - во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они "замыкали" участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали "восьмеркой" красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того чтобы отблагодарить храм сваты брали с собой специально еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам - узлом под правую руку, женщинам - под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ - женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона - зона несущая мужское начало, левая - женское.

В прошлые века у белорусов существовала непоколебимая традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом. В коммунистические времена молодые стали посещать мемориальные комплексы, памятники вождям революции, братские могилы. Все это было созвучно времени и идеологии. Но стоит отметить, что специалисты в области биоэнергоинформации утверждают, что над братскими могилами доминирует вовсе не праздничная аура.

Навестив могилы предков, молодые возвращались домой. По дороге молодые должны были "проехать семь мостов" (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу молодым. Возвращались молодые и сваты в одной повозке. На перекрестке дорог или недалеко от дома невесты соседи старались перегородить им путь. Посреди дороги ставился стол, на него ведро с водой, хлеб-соль и требовали от сватов плату за ввоз чужого человека. К дому невесты кортеж должен был подъезжать только со стороны восхода солнца.

Молодые сидели в повозке до тех пор, пока родители не появлялись на пороге дома. Первый шаг в совместную жизнь с повозки новобрачные должны были сделать не на голую землю, а на какое-нибудь покрывало. А лучше всего на вывернутый кожух.

Даже если свадьба была осенью или летом, мать выходила встречать молодых в вывернутом кожухе и валенках (символ умерших предков, которые из мира мертвых оказывают помощь живым), держа на руках полотенце с хлебом-солью. Отец выносил графин с водкой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить. Молодые должны были пригубить питье, но пить его не имели права, потому что у них впереди была первая брачная ночь. Выливать спиртное нужно было правой рукой через левое плечо (то за которым находятся черные силы). Это действо повторялось два раза, а на третий раз молодые, не пробуя, бросают рюмки за спину. Теперь молодым предлагают поцеловать хлеб-соль и приглашают в дом.

Порог - зона смерти. Дотрагиваться до него запрещено. Поэтому жених брал невесту на руки и переносил через порог. Присутствующие гости в это время осыпали молодых зерном.

Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в доме жениха и невесты. Но если семьи были бедными, то организовывали совместную свадьбу либо в доме жениха, либо в доме невесты.

Заключительным этапом свадьбы было деление каравая. Обычно каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха между родственниками молодого.

Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли - косынку и фартук.

На девятый день после свадьбы игрались пироги - застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился "медовый месяц" молодых. А через год семья ждала первенца.
[наверх]


Литература:
1. Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 г.
2.Мархель-Кокашинская М. Белорусская свадьба: от сватов до каравая - http://www.prazdnik.by




На правах рекламы:



Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа