Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана. Литература. Тексты книг. Библиотека

Былины

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана. Литература. Тексты книг. Библиотека


Главная  //  Библиотека  //  Былины



Былины
Три поездки Ильи Муромца

Былины
Былины - это песни-сказания о богатырях, народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси. Былины известны с IX-X веков. Они исполнялись певцами-поэтами, а затем в устной форме передавались из поколения в поколение.
Само слово "былина" происходит от слова "быль". В этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле. На Севере былины называли старинами, старичками.
Былины выражают историческое сознание народа в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва еще не играла в жизни народа и государства своей особой роли. Поэтому действие в былинах происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже - в Чернигове, Ростове Великом, Муроме или в других столь же известных древних городах.
Былинные герои-богатыри созданы народной фантазией. В них воплотились высокие духовные качества русского народа: любовь к родине, стойкость в борьбе с иноземными захватчиками, трудолюбие. Яркие образы былинных богатырей- Ильи Муромца, Добрыми Никитича, Алеши Поповича, Микулы Селяниновича, Садко и других - навсегда вошли в историю культуры русского народа.
Для былины всегда важна не столько правда отдельного факта, события, сколько правда жизни. Именно поэтому создатели былин не стремились к буквальной точности в воспроизведении исторических событий, дат, имен, географических названий.
Былины, герои которых совершают подвиги во имя отечества, защищают родные границы, называются героическими. Произведения на бытовые сюжеты называют новеллистическими1 былинами. Их герои обнаруживают свои выдающиеся качества в конфликте, ссоре с самим князем Владимиром, с другими князьями-боярами, с целым городом. Они отстаивают собственную честь, встают на защиту семьи, родителей, рода-племени.
Вам предлагается познакомиться с былиной, рассказывающей о подвигах славного русского богатыря Ильи Муромца.
[наверх]


Три поездки Ильи Муромца
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова,
Была тут поездка богатырская;
Выезжает оттуда да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне,
И во том ли выезжает во кованом седле,
И он ходил-гулял, да добрый молодец,
От младости гулял да он до старости;
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец алатырь-камешек2,
И от камешка лежат три дороженьки,
И на камешке было написано:
"По первой дороженьке ехать - убитым быть,
По другой дороженьке ехать - женатым быть,
По третьей дороженьке ехать - богатым быть".
Стоит старенький да удивляется,
Головой качает, сам выговаривает:
"Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такого чуда не видывал;
Но на что поеду по дороженьке, где богатым быть?
Нет у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать-тощить3 да золотую казну,
Некому держать да платья цветные!
Но на что мне по дорожке ехать, где женатым быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость;
Как молодую жену взять - да то чужа корысть,
А как старую взять - так на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить!
Разве поеду я, добрый молодец,
А и по той дороженьке, где убитым быть?
А и пожил я, добрый молодец, на этом свете,
И походил-погулял, добрый молодец, во чистом поле!"
Как поехал добрый молодец по той дорожке, где убитым быть;


Только видели добра молодца сидящим,
Как не видели добра молодца едущим;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит!
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холма на холм добрый молодец попрыгивал,
Он синие моря-то кругом обскакивал;
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатой -
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысяч разбойников -
И тех ли ночных татей-подорожников 4;
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца,
Закричал разбойничий атаман большой:
"А гой же вы, мои братья-товарищи,
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь-ка за добра молодца,
Отбирайте у него да платье цветное,
Отбирайте у него да что добра коня!"
Видит тут старый казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что беда пришла,
Да беда пришла да неминуема;
И проговорит тут добрый молодец да таково слово:
"А гой же вы, сорок тысяч разбойников,
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить-трепать вам будет некого,
Ведь взять-то будет вам со старого да нечего:
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного!
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырский,
И на добром коне есть седелышко,
Есть седелышко да богатырское -
То не для красы, братцы, и не для басы,
Ради крепости да богатырской,
И что можно было б сидеть да добру молодцу,
Биться добру молодцу да во чистом поле;
Да еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечке да во тесмяной
Как зашито есть по камешку по яхонту -
То не для красы, братцы, не для басы,
Ради крепости богатырской!
И где ходит-гуляет мой добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темной -
И видно его да за пятнадцать верст;
Да еще есть у старого на головушке да шелом-колпак,
Шелом-колпак да сорока пудов;
То не для красы, братцы, не для басы,
Ради крепости да богатырской".
Вскричал-сзычал да громким голосом
Разбойничий да атаман большой:
"Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать,
Принимайтесь-ка вы, ребятушки, за дело ратное!"
А и тут ведь старому да за беду стало,
И за великую досаду показалося:
Снимал тут старый со буйной главы да шелом-колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать:
Как в сторону махнет - так тут улица,
А в другую отмахнет - так переулочек!
Видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуемая,
Вскричали тут разбойники да зычным голосом:
"Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена!"
Он прибил-прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойничков на семена!
Приехал он ко камешку-алатырю
И на камешке надпись надписывал:
"И что очищена та дорожка прямоезжая".
Как поехал старенький по той дорожке, где женатым быть,
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменные;
Приезжает старенький к палатам белокаменным,
Увидала тут его да красна девица,
Сильная поляница5 удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
"И пожалуй-ка ко мне, да добрый молодец!"
Она бьет челом ему да низко кланяется,
И берет она добра молодца да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
И ведет добра молодца да во палаты белокаменные,
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у добра молодца выспрашивать:
"Ты скажи-ка, скажи мне, добрый молодец,
Ты какой земли есть, да какой орды,
И ты чьего же отца, да чьей матери?
Еще как же тебя, каким именем зовут,
Как величают тебя по отчеству?"
А и тут ответ-то держал да добрый молодец:
"И ты почто спрашиваешь о том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу!"
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во ту ли во спальню богато убранную
И кладет тут добра молодца на ту кроваточку обманчивую,
И проговорит тут молодец да таково слово:
"Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись на ту кроватку на тесовую!"
И как схватил тут добрый молодец да красну девицу,
И схватил он ее да под пазушки,
И бросил на ту на кроваточку;
Как кроваточка-то подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб!
Закричал тут старый казак да зычным голосом:
"А гой же вы, братцы мои да все товарищи,
И разудалые да добры молодцы,
Вот лови-хватай да красну девицу!"
Отворяет погреба глубокие,
Выпускает двенадцать он да добрых молодцев,
И все сильных могучих богатырей;
Бьют они челом да низко кланяются
Да удалому доброму молодцу -
Старому казаку Илье Муромцу!
И приезжает старенький ко камешку-алатырю,
И на камешке он надпись надписывал:
"И как очищена эта дороженька да прямоезжая".
И направляет добрый молодец да своего коня
Как на ту дороженьку, да где богатым быть;
Во чистом поле наехал на три погреба глубоких,
И которые насыпаны погреба златом-серебром,
Златом-серебром, каменьем драгоценным;
И забирал тут добрый молодец все злато-серебро,
И раздавал он злато-серебро нищей братии,
И раздавал злато-серебро сиротам бесприютным;
Приезжал добрый молодец ко камешку-алатырю,
И на камешке он надпись надписывал:
"И как очищена и эта дорожка прямоезжая".

1 Новеллистические - от новелла - повествование, рассказ о событиях, не имеющих общегосударственного значения, касающихся личной и общественной жизни человека.
2 Алатырь-камешек - камень на перекрестке дорог
3 Держать-тощить - тратить, расходовать.
4 Тати-подорожники (устар.) - воры и разбойники, промышлявшие на дорогах.
5Поляница - женщина-богатырь.
[наверх]


Литература:
1. Литература народов России. С.-Пб, Изд-во: Просвещение, 1995.




На правах рекламы:



Copyright © Anastasia Philippova 2004-2017
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика


Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа