Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.

Танцевальная культура Башкортостана

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.


Главная  //  Творчество  //  Танцевальная культура Башкортостана



Башкирский танец, башкирская хореографическая культура связаны с народными танцевальными традициями. Определенное влияние оказали на нее танцы народов Поволжья, Средней Азии, Казахстана.

Башкирская хореография
Мужские танцы
Женские танцы
Обрядовые танцы
Современная башкирская хореография - ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова

Башкирская хореография
В башкирском хореографическом искусстве много обрядовых, бытовых танцев: "Кapfатуй" ("Воронья свадьба"), "Kарfа буткаhы" ("Воронья каша"), которые встречаются в восточных районах республики, массовая хороводная пляска "Тунэрэк бейеy", бытующая во всех регионах республики.

Плясками, песнями, игрой на кубызе и курае сопровождались семейные праздники, различные торжества, совместная работа. Народ веселился на народных празднествах йыйын (майзан), семейных событиях: показ гостя, свадьба, рождение ребенка, проводы и встреча невесты - все это сопровождалось плясками, музыкой, игрой.

Кроме обычных массовых танцев башкирская хореография имеет специфический женский и мужской танец, связанный с процессом труда. В обрядовых трудовых праздниках, которые сохранились до наших дней ("Йэн илэу"- "Прядение шерсти"-, "Кейез басыу" - "Выделка войлока", "Киндер hуfыу" - "Ткать холст", "Каз емэhе"- "Праздник гуся"), пляски исполнялись женщинами. Мужчины пели и плясали по окончании таких совместных работ, как строительство дома, уборка урожая, сенокос и др. Мужские танцы исполнялись коллективно и сольно.

Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их никто не видел. В летнее время - это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство.

Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза и курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.

Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемой в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса) - в женских танцах.

В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

История хореографии башкир имеет свою географию. Охотничьи, воинственные обрядовые танцы характерны для восточных башкир, игровые и бытовые танцы - для западных. Северо-восточные и зауральские башкиры имеют общие черты, такие, как чередование бесшумных, легких и плавных движений с сильными дробями, с неподвижным корпусом (основное движение - "переменный ход", удары пятками).
[наверх]


Мужские танцы
Мужские танцы исполняются свободно, темпераментно, движения устремлены ввысь, в полет. Популярные в народе мужские танцы изображали охотничьи навыки, воинственность. Обычно они исполнялись на общенародных праздниках, где проводили состязания мужчин в ловкости, стрельбе из лука, силе, скачках, борьбе. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

Ударных инструментов у башкир не было, поэтому танцевали под аккомпанемент курая и кубыза. В конце XIX- начале XX вв. появляются русская тальянка и скрипка. В восточном Башкортостане аккомпанировали на домре.

Каждый исполнитель отличался своеобразной манерой исполнения и вносил в танец что-то свое, новое. Например, танец "Байык" имеет множество вариантов: "Байытс" (мужское имя), "Урман Байыfы" (лесной Байык), "Ушан Байык", "Карт Байык" (старый Байык). Этот танец исполнялся пожилым танцором, который выразительными средствами танца, движениями рассказывал об истории своего народа, о подвигах, борьбе и жизни.

Мужские танцы проходили в форме соревнования: один танцор сменял другого, соревнуясь в выборе движений, быстроте и темпе танца. Часто соревнования проходили в форме дуэта, мужского перепляса "лицом к лицу". Такие соревнования можно встретить и сейчас на праздниках, на сабантуе, на танцевальных площадках городов и районов республики.

[наверх]


Женские танцы
Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является "засучивание рукавов".

Женские танцы обычно были непродолжительными, состояли из трех-шести фигур и подразделялись на сольные, трио и коллективные. Танцы "Кейез басыу" ("Выделка войлока") бытовали в Ишимбайском и Бурзянском, "Каршы бейеу" ("Лицом к лицу") - в Абзелиловском районах. Женские танцы исполнялись после какой-либо совместной работы. Однако у западных башкир окончание помощи в работе не сопровождалось плясками. Веселились только мужчины, женщины же после работы расходились по домам.

В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцами. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак. Широко популярны девичьи танцы "Муглифа", "Зарифа", "Гульназира" (имена девушек) - в юго-восточном Башкортостане; "Зайнабем", "Эпипэ", "Карабай" - на северо-востоке.

Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук.

Женские танцы всех регионов имеют одинаковую композиционную форму, за исключением танца "Тунэрэк бейеу" ("Круговая пляска") у западных башкир. Известны хороводы, построенные на зигзагообразных линиях: "Треножник", "Три угла".
[наверх]


Башкирская хореография
Для всех хороводных танцев общим является наличие обязательного замкнутого танцевального круга, когда танцующие или берутся за руки, или кладут руки на плечи друг друга, или, взявшись за локти, быстро кружатся, делая энергичные дробные движения. Порою хороводы сопровождались песнями-скороговорками.

Если на юго-востоке название танца говорило о его содержании, то на северо-востоке названия отражали поло-возрастной признак: "Ирзэр бейеуе"-"Танец мужчин", "арсыктар бейеуе" - "Танец старух", "Кыззар бейеуе"- "Танец девушек" или пластический прием танца: "Эйлэ-неу" - "Кружение", "Кул сабып бейеу" - "Танец с хлопками". Известны такие сюжетные танцы, как "Килен-дэр hэм кейэузэр бейеуе" - "Танец женихов и невест", "Туй кустэнэсе" - "Свадебные гостинцы". Названия плясок "Арпа тапау" ("Топтать ячмень"), "hуfыу" ("Ткачество") говорят сами за себя.

В башкирских сказках, эпических произведениях и легендах женщины нередко превращались в птиц, чаще всего в кукушку, голубя, утку. Обрядовые танцы тесно связаны с женским празднеством "Воронья каша". На этом празднестве исполнялись танцы "Круговая пляска" и подражания птицам "Кукушка", "Голубь", "Тетерев".

У восточных башкир танец "Воронья каша" означает встречу Нового года. Молодые девушки и женщины украшают деревья разноцветными лоскутками, монетами, бусами, платками, ходят вокруг них и произносят: "Пусть хватит пищи и людям и птицам!". Дети взбираются на деревья и кричат, подражая голосу и повадкам ворон, и раздают пшеничную кашу.

На празднике "Воронья каша" и "Вороненок" исполнялись специальные танцы - подражание воронам и "Круговая пляска", как основная часть праздника. Связь танца с обрядом говорит о его ритуальном значении в прошлом. Круг у башкир являлся оберегом от злых сил, болезней, несчастий.

На празднике "Каргатуй" стволы и ветви деревьев украшались цветами, к веткам деревьев привязывались концы шалей. Два дерева, соединенные шалью, назывались "деревья угощений". Вокруг них исполнялись танцы и песни, царило веселье. Главное угощение - каша из пшеничной муки, сваренная на молоке. После праздника оставшейся кашей обмазывали деревья, осторожно раскладывали пищу на пни, большие кочки, на ветви деревьев. А женщины громко приговаривали: "Это воронам, это воронам!". Смысл праздника заключался в пожелании хорошего урожайного года, чтобы птицы и люди жили в довольстве, не голодали.

Свадебные танцы и пляски занимали большое место среди танцев обрядовых, они основаны на круговых мизансценах и связаны с пожеланиями благополучия вступающим в брак. Танцы "Сбор дикого лука", "Жалобы невестки", "Гостинцы", "Танец невестки" исполнялись обязательно в определенной последовательности и только на свадьбах. Они отражали мотивы соперничества роднящихся сторон. "Пляска с деревянной кадкой" и "Лицом к лицу", "Свадебные гостинцы" - основывались на традиционных плясовых движениях.

Особое место среди свадебных танцев занимал обряд "сенляу". Он как продолжение свадьбы совершался в день проводов невесты в дом жениха. Подружки вставали в круг, брались за руки и простыми шагами ходили в правую сторону по кругу, пели прощальные песни. В центре танцевала невеста. На вторую часть мелодии две подружки, обнявшись за плечи, кружились в центре, а невеста кружилась с каждой из подруг, как бы прощаясь с ними. Приближались женщины, все подруги окружали невесту и разом обнимали ее, а женщины их всех укрывали яркой шалью. Невеста жалобно причитала, подруги ее поддерживали плачем. Женщины ходили вокруг шали, ударяли кулаками девушек, чтобы те плакали естественно и громко. Затем девушки поднимали шаль над головой невесты, создавая свадебный поезд, и сопровождали невесту до коня, на котором она должна была добраться до дома жениха. Невеста неоднократно сбрасывала с себя шаль, сползала с коня. Но ее снова сажали на коня и накрывали платком. Такая игра продолжалась до тех пор, пока свадебный поезд не отъезжал от деревни на два-три километра. После этого невеста успокаивалась, а подружки возвращались в деревню.

В доме жениха устраивались смотрины невесты. Прежде всего она исполняла "Танец невестки". Если она танцевала плавно, четко дробила ногами, одной рукой закрывала лицо шалью и при этом двигала плечами - то о ней говорили: "Умелица! Трудолюбивая будет сноха!" После танца невеста раздавала родственникам мужа подарки - вышитые кисеты. Каждый, получивший кисет, громко выкрикивал: "Невесте дарю корову!" или "Невесте дарю овцу!". После этого танцевала свекровь, ее танец сопровождался песней-наставлением. В последний день свадьбы мужчины исполняли танец "Медвежья шкура" - "Айыу тиреhе".
[наверх]


Современная башкирская хореография - ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова
С присоединением башкир к Русскому государству башкирское хореографическое искусство испытывает серьезное влияние русской культуры. Танцы обогатились русскими кадрильными мизансценами, линейными плясками. Распространены на северо-востоке такие танцы, как "Сербиянка", "Во саду ли в огороде", "Полька", у восточных башкир появились танцы "Барыня", "Казачок", "Чижик", исполнявшиеся в быстром темпе, с использованием элементов татарских и русских танцев. Появляются отдельные элементы композиций танцев народов Поволжья.

Хореографический фольклор башкирского народа не потерял своего значения и в наши дни. Новым содержанием наполнились традиционные танцы и праздники.

Современная башкирская хореография занимает ведущее место в духовной культуре народов нашей республики. Па основе традиционного плясового искусства сложились коллективы художественной самодеятельности, ансамбли народного танца.

Богатые изобразительные средства народного танца стали основной частью профессиональной хореографии. Высшим этапом в развитии башкирской народной хореографии можно назвать создание Башкирского ансамбля народного танца. Появились профессиональные танцоры и балетмейстеры. В 1944 г. появился первый башкирский - балет "Журавлиная песнь", основанный на народном танце. Вся история башкирской хореографии нашла свое воплощение в творчестве Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Гаскарова, создателем и бессменным руководителем которого был Файзи Адгамович Гаскаров. Тонкий психолог, большой знаток танцевальной культуры Файзи Адгамович Гаскаров добился того, что башкирский танец стал понятен людям разных национальностей, стал общенародным. Изучая огромный хореографический фольклорный материал, Файзи Адгамович угадал дух башкирского танца. Он создал в сценических танцах новые движения, придал им новую окраску, танцы стали более четкими и выразительными.

Гаскаров выезжает в самые дальние села и аулы, собирает и записывает тысячи танцев, находит новые элементы хороводных, бытовых танцев, плясок и игр, особенности мужских и женских движений. Внимательно изучает в женском танце движения рук как основу танца, пластичность пальцев и кистей. В работе над танцем, используя эти особенности, он добивался гармонического сочетания движения рук с движениями корпуса, легкими ходами и четкими дробями. В танце появлялись и подчеркивались лучшие черты башкирской женщины: скромность, обаяние, сдержанность. Примером тому могут служить танцы: "Загида", "Дуслык-Дружба", "Семь девушек", "Старинный женский танец с ведром".

Танец Гульназира

В пластику мужских движений балетмейстер внес быстрые переходы, громкую дробь, фиксированные позы. По-современному звучали . и получили сценическую жизнь танцы "Байык", "Перовский". Они составили основу для создания больших хореографических полотен, таких, как "Гульназира", "Зарифа" и др.

В новых постановках балетмейстер удачно использовал народные предания, легенды, праздники, прикладное искусство. Народная мудрость гласит: "Треножник не упадет!" На этой основе рождается танец "Три брата" - три поколения: старший, средний и младший. Танец исполняется с юмором. В нем удачно использованы хореографические монологи, движения - драматургическое мастерство.

Самым популярным стал танец "Семь девушек". В исполнении каждой фигуры, движениях рук, корпуса достигается абсолютная синхронность. Все семь девушек только однажды в конце танца поднимают веки и смотрят на зрителя. Во время исполнения танца глаза опущены.

Постоянно обогащая танец новыми элементами, усложняя технику исполнения н композицию, Ф. Гаскаров создал панорамные танцы: "Северные Амуры", "Огненные джигиты", "Косари", в которых использовал классические движения, сложные характерные прыжки и трюки.

В репертуар ансамбля народного танца вошли и танцы народов, населяющих Башкортостан. Танцы "Жених", "Эпипэ", "Танцуй мягко", "Огненные джигиты" построены на хореографии татар. "На скамеечке", "Горно-марийский" - основаны на марийском танцевальном фольклоре. Чувашский танец "Панульми" отражает фольклорно-хореографические мотивы чувашей, "Русская кадриль" - на хореографическом фольклоре русских Белорецкого района. В репертуар ансамбля включены украинские, узбекские, молдавские и другие танцы разных народов.

Танец Три брата Большая заслуга Ф. Гаскарова в подготовке кадров. Танец "Три брата" в исполнении Мухамета Идрисова, Анвара Фахрутдинова, Мухамета Шамсутдинова получил золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте в 1953 г. На VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене за танец "Проказницы" постановщик и исполнители получили звание лауреатов фестиваля.

Рашида Гуйсина - заслуженная артистка РСФСР и народная артистка Башкортостана, лауреат премии Салавата Юлаева и Г. Саляма - привезла "золото" с IX Всемирного фестиваля в Софии. Ее танец "Загида" стал эталоном башкирского танца.

Башкирский ансамбль народного танца гастролирует не только у нас в стране. Ансамбль выступал в Индии, ему аплодировали в Австрии и Чехословакии, Неаполе, Бирме, Пакистане, Гвинее, Сенегале, Мали, Корее, Вьетнаме. И почти из каждой поездки ансамбль привозит национальные танцы, поставленные известными хореографами этих государств.

Танцевальная сюита "В гостях у друзей" создана Ф. Гаскаровым на основе вьетнамского "танца с бамбуками". "Танец с веером" подарен ансамблю великолепным мастером корейского танца Цой Сын Хи. В Республике Бангладеш педагог института искусств Дулал Талкдер и его ученицы передали ансамблю народного танца классические бенгальские танцы "Мелодия и ритмы", "Три грации". Пакистанский танец "Урожай", болгарский танец "Хоро", греческий "Сиртаки" и другие заняли достойное место в репертуаре ансамбля.
[ наверх ]


Литература:
1. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа, изд-во:"Башкирская энциклопедия", 1996г.
2. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.

Copyright © Anastasia Philippova 2004-2017
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика


Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа