Этнические и культурные связи марийцев в Башкортостане
Главная // Народы // Этнические и культурные связи марийцев в Башкортостане
Этническое самосознание. Культурное развитие.
Когда несколько веков назад сотни и тысячи марийских семей связали свою судьбу с башкирским краем, они оказались вдали от родных мест, в этническом окружении, чуждом их религии, отличном по образу жизни, бытовым и культурным традициям.
Отношения с местным населением складывались на мирной доброжелательной основе. Хозяева-вотчинники, предоставляя земли в аренду, брали на себя обязательства не притеснять поселенцев, не причинять ущерба их хозяйству. Некоторыми угодьями башкиры и марийцы пользовались совместно. Обе стороны относились терпимо к разному вероисповеданию друг друга.
Добрососедские отношения получили новое развитие с выходом припущенников из-под оброчной зависимости и обретением равных земельных и гражданских прав. После ликвидации крепостного права большинство марийцев было наделено землей по статусу государственных крестьян.
Во второй половине XIX в., с развитием капиталистических отношений, экономические и культурные связи населяющих Башкортостан народов активизировались. Как полагает марийский исследователь Г.А. Сепеев, именно этот период стал решающим в формировании восточных марийцев как особой этнографической группы, отличной от поволжских групп. Тогда же, в 1870-1880-е годы закрепился в литературе этнический термин "восточные марийцы" - "эрвел мари".
Как уже говорилось, культуру восточных марийцев отличает масса элементов, появившихся под влиянием местных тюркских народов - башкир и татар. Больше всего это влияние затронуло быт (интерьер, питание, одежду), а также хозяйство, меньше - духовную культуру (песенное и танцевальное искусство, некоторые праздники). Значительно пополнился словарный фонд. Культурное влияние было взаимным.
Вместе с тем основу традиционной культуры восточных марийцев составляет глубинный пласт - наследие, связанное с историческими корнями народа. Более того, находясь вдали от материнского этноса, они сумели сохранить древнемарийские черты, в значительной степени утраченные на основной территории расселения народа.
Уровень этнического национального самосознания у восточных марийцев высокий. В зонах компактного проживания (Мишкинский, Калтасинский и другие районы) население в деревнях говорит по-марийски. По переписи 1989 г., из всех республик и областей (включая и республику Марий Эл) в Башкортостане самый высокий процент марийцев, назвавших родным языком марийский* - более 91%. Русским языком владеют 76,5%, башкирским и татарским - 9,3% марийцев (*Для сравнения: в Марий Эл - 88.4%, в Татарстане - 83, в Удмуртии - 78,5; в Свердловской обл. - 75%.)
Во многих марийских деревнях обучение ведется на родном языке. Марийские классы открыты в нескольких школах г. Нефтекамска. В местах компактного проживания народа имеются марийские детские сады. Учителей для марийских школ и воспитателей готовит педучилище в г. Благовещенске. В 1993 г. открыто марийское отделение при Бирском пединституте.
Выше отмечалось то яркое и своеобразное в костюме, обычаях и обрядах, что отличает марийцев от других народов Башкортостана. Проявляется это и в современной жизни. В последние 10-15 лет развиваются фольклорные традиции в сценическом варианте. На научных конференциях, фестивалях, сабантуях не раз выступал фольклорный коллектив из д. Тынбае-во с музыкальной инсценировкой "Марийская свадьба".
Еще в 60-е годы получил звание Ансамбля народного танца прославленный коллектив "Эрвий" из Калтасинского района. Коллектив художественной самодеятельности "Эрвел" из Мишкинского района стал обладателем Гран-при Международного фестиваля фольклорного и прикладного искусства "Содружество" (Уфа, 1994). Популярны городские фольклорные группы "Эрвел сем" (г.Нефтекамск) и "Ош Виче сем" (г. Уфа). Стали традицией проходящие в г. Нефтекамске республиканские и региональные фестивали марийской культуры и искусства.
Талантливые выходцы из марийских деревень Башкортостана внесли большой вклад в культуру своего народа.
В конце XIX в. преподаватель Бирской учительской семинарии, исследователь-этнолог и языковед П.П. Ерусланов составил "Черемисско-русский словарь восточного наречия" (сохранился в рукописи) и букварь для восточных марийцев (Казань, 1892). Изучением диалектов марийского языка, формированием общемарийского литературного языка, созданием первой грамматики, изучением фольклора и религии многие годы занимался В.М. Васильев (1883-1961 гг.), уроженец д. Суса-ды-Эбалак Янаульского района Башкортостана. Мишкинский район дал марийскому народу признанных классиков литературы Я. Ялкайна, С. Эмана, А. Бика, композитора А. Искандарова, поэта, журналиста и краеведа Г. Зайниева, талантливых современных писателей В. Изиля-нову и В. Абукаева-Эмгака. Родом из Башкирии первая марийская поэтесса Са-кева Сайпетдинова, поэтессы старшего поколения М. Аюпова и Н. Ялкайн, известные писатели А. Эрыкан, А. Пасет, Э. Чапай, Э. Осып, А. Асаев, Т. Батырба-ев, А. Тимиркаев, драматург и прозаик А. Юзыкайн и др. Представители творческих профессий, как и в прошлом связывают свою судьбу со столицей Марийской Республики. В числе многих йошка-ролинцев, вышедших из восточномарий-ской этнической группы, артисты А.Анд-Рианов и В.Асмаев, главный режиссер Марийского театра юного зрителя О.Ир-кабаев, художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца Республики Марий Эл Ю.Иркабаев, певец и музыкант А.Изибаев-Бирь, видные филологи Ю.Алдуганов и Н.Исанбаев, фольклорист С.Сабитов и др.
В Уфе и других городах Урала марий-Цы пополняют ряды научно-технической интеллигенции. В Институте геологии (УНЦ РАН) заведует лабораторией доктор геолого-минералогических наук А.А.Алексеев. Другой геолог, Г.И.Иванов, возглавляет кафедру в филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате. Целое направление, связанное с использованием природных ресурсов и экологией, возглавляет в Свердловском институте народного хозяйства доктор географических наук Я.Я.Ян-дыганов. Есть преподаватели из марийцев в Уфимском и Бирском пединститутах, в Башкирском государственном университете, в Башкирском аграрном университете. В научных учреждениях работают биологи, исследователи в области медицины, нефтехимии, промышленного строительства и пр.
В последний период все чаще реализуют свое призвание в пределах Башкортостана художники, композиторы, артисты. Г.Г. Калитов, В.В. Валиуллин, С.С. Шама-ева, будучи членами Союза художников, принимают участие в российских и международных выставках. Лауреатом премий Башкортостана стал композитор А.К. Ку-кубаев. В республике сложилось Объединение непрофессиональных марийских композиторов. В г. Нефтекамске создан марийский драматический театр. Есть музыкально-драматические коллективы в райцентре Мишкино и при школах в крупных селах.
С 1991 г. в Башкортостане стала выходить марийская газета "Чолман" ("Кама") с редакционным центром в г. Нефтекамске, которая с 1993 г. приобрела статус республиканской. Имеются районные газеты на марийском языке в Калтасинском и Мишкинском районах.
В последнее десятилетие произошло оживление общественной жизни на всей территории нашей страны. В 1989 году был создан уфимский клуб "Мари". В его программе - духовное общение, творческие вечера и встречи, фольклорные выступления, углубленное изучение и пропаганда марийской национальной культуры. При нем организованы вокальный и танцевальные ансамбли, начала комплектоваться библиотека книг на марийском языке, работает Воскресная школа. Активисты клуба выступают на телевидении и радио
Общественно-политическая организация - Ассоциация финно-угорских народов Республики Башкортостан - объединяет интересы марийцев, удмуртов и мордвы. В созданном в Уфе Центре национальных культур "Дружба" марийские клубы и объединения поддерживают контакты с чувашскими, татарскими, башкирскими, русскими и другими культурными и общественными организациями.
Литература:
Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа,
изд-во:"Башкирская энциклопедия", 1996г.
Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.