Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Костюм. Национальные костюмы. История костюма.

Костюмы народов Башкортостана

Костюм. Национальные костюмы.


Главная  //  Костюмы  



Особенности национального костюма
Башкирский костюм
Белорусский костюм
Чувашский костюм
Татарский костюм
Мордовский костюм
Молдавский костюм
Марийский костюм
Русский костюм


Особенности национального костюма
Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.

Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.

Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. Говоря о национальных костюмах народов Южного Урала и Башкортостана, следует подчеркнуть, что речь пойдет об одежде, распространенной на рубеже XIX-XX вв., образцы которой сохраняются ныне не только музеях страны, но и в отдельных национальных селениях уральской зоны.

Костюмы народов Башкортостана весьма условно можно разделить на три группы: связанные с тюркскими обычаями, претерпевшие сильнейшее влияние переселенческие культур и сохраняющие собственно местные традиции. При чем деление это не совпадает с этническим, так как даже у одной народности можно проследить различие в костюмах родов, проживающих на значительном удалении друг от друга.

Эволюция башкирского костюма Однако общим, например, является размещение у разных народов орнамента на костюме. Эта традиция восходит еще к языческим представлениям о защитных качествах одежды, оберегающей от злых сил. Украшение одежды ведется по разрезам, вырезам, подолу, вороту и рукавам. Для "усиления" швов и самой ткани в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), также размещается отделка-оберег. На первых ступенях формирования обрядовой одежды используются различные нашивные подвески для звукового отпугивания все тех духов зла. А впоследствии, особенно у народов, влившихся в мусульманскую религию, подвески сохраняются женской одежде, дабы предупреждать мужчину о приходе "сосуда греха" - женщины.

Нательное белье, рубахи, штаны вплоть до первых десятилетий нашего века продолжали изготовляться из домашнего полотна, сырьем для которого служили крапива, конопля, реже лен. Ситец, сатин, атлас, и кашемир привозились из средней полосы России, а более дорогие шелк и бархат попадали на Южный Урал с Востока. Эти ткани в основном использовались при изготовлении верхней одежды. По мере расширения торговли Южного Урала с Востоком и Западом, домотканые холсты заменяются при покрое частично или целиком фабричными. У кочевых народов этот процесс протекал быстрее, чем у оседлых.
[наверх]


Башкирский национальный костюм
Башкирский национальный южноуральский костюм формировался на протяжении более десяти веков и впитал в себя особенности покроя верхней одежды кочевых народов южной Сибири и Центральной Азии.

Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Нас же в большей степени интересуют общие принципы организации этого костюма.

Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целый стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины.

Башкирский женский национальный костюм Полная замена покупными тканями домашнего холста внесла новые коррективы в покрой. Линия шва, соединяющая юбку и верхнюю часть платья, перемещается на талию, а оборка сохраняется и развивается лишь как декор. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.

Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.

Женский головной убор (кашмау) Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.

Башкирский национальный женский костюм Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха. нагрудное украшение (селтэр)

Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.





Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Башкирский национальный мужской костюм Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой: служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).

Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь - расшитые. Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) - трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.

Довольно разнообразной была обувь. Сапоги (сарык) носили и женщины и мужчины. Голенища таких сапог выполнялись из кошмы и пришивались к кожаному башмаку. Пяточки женских и детских сарык расшивались узором, мужские обычно имели кожаную накладку. Сарык для девочек богато украшался аппликацией. Летом на шерстяные онучи одевали лыковые лапти (сабата) или кожаные башмаки (ката). Наиболее состоятельные люди имели мягкие кожаные сапожки, ичиги (ситек), одеваемые с калошами и башмаками. Валяная обувь у башкир появляется только с середины XIX в. в процессе перехода к оседлой жизни.

Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные красные, коричневые, желтые, зеленые. Синий, розовый, лиловый цвета тканей - ввозимые, а потому и менее распространенные.
[наверх]



На правах рекламы: купить розы в Уфе


Белорусский национальный костюм
Традиционный костюм является одним из важнейших компонентов, определяющих культурное пространство Беларуси. В нем воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования белорусского народа. Костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как синкретический вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. Белорусский национальный мужской костюм Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда),

Традиции национального костюма развивались постепенно, под влиянием многочисленных факторов. Основные виды традиционной одежды белорусов, ее детали, способы пошива, решения декора начали складываться в средневековье. До конца 19 – начала 20 в. четко определился облик традиционного костюма, он стал классическим образцом народного искусства . Одна из важнейших характеристик белорусского костюма –необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды; отдельные атрибуты костюма восходят еще к языческой старине. Находясь в зависимости от природных условий и рода деятельности белорусов, традиционная одежда была неразрывно связана с нетронутым в течение многих веков укладом жизни и естественно вписывалась в природное окружение. Сквозь толщу времен до нас дошли древние формы, чистота орнаментальных мотивов, господство белого и красного цветов. Пластика и колорит народного костюма действовали в органичном единстве с древними ритуальными традициями, которые и по сей день сохранились на белорусской земле. В традиционной обрядности использовались специально созданные костюмы или праздничные и повседневные уборы, которые дополнялись специальными атрибутами. Детали ритуальных костюмов, как наиболее тесно связанных с религиозно-магическими представлениями белорусов, носят очевидную знаковую функцию.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды). В конце 19 – начале 20 в. при изготовлении одежды в Беларуси использовалось браное, выборное, закладное, ремизное, переборное ткачество. На белом полотне для фартуков, головных уборов, рубах ткали или вышивали красный геометрический орнамент (растительные мотивы в орнаменте характерны для наиболее позднего времени). Суконные ткани для поясной одежды чаще всего были полихромными с насыщенным колоритом, вышивка на этих тканях почти отсутствует, а вытканный орнамент отличается смелостью цветовых сочетаний.

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. безрукавки (камизельки). Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.) , а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи;

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде , состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки (В Беларуси известно множество вариантов этого поясного вида одежды: андарак, саян, понёва, летник и др.), фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. В женский костюм мог входить гарсет (жилет), богато украшенный многочисленными вышивками и декоративными нашивками. Белорусский национальный женский костюм В женском комплексе одежды пояс имел такое же значение, как и в мужском. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы. Можно выделить четыре комплекса костюмов: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Для мужской и женской верхней одежды использовались сукно и овчина. Особенно декоративно выглядели праздничные свиты и кожушки оригинального кроя, щедро украшенные аппликацией и вышивкой.

Белорусский орнамент Одно из архаических проявлений в традиционной одежде белорусов – геометрический орнамент, который украшает рубахи, сорочки, фартуки, головные уборы и др. Старинные узоры, сохранившиеся на одежде 19 – 20 вв., имеют в своей основе древние языческие мотивы. Орнаментальный декор народного костюма веками сохранял в себе образы, рожденные аграрными, солярными и другими культами. Со временем символы утрачивали свое первоначальное значение и превращались в апотропеические знаки. Орнамент играл чрезвычайно важную роль в композиционном строе костюма, соединяя его детали в завершенный художественный образ. Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.
[наверх]


Чувашский национальный костюм
Чуваши, проживающие на Южном Урале, близки по костюму к группе анатри и низовых чувашей.

Чувашская женская рубаха (кепе) также относится к типу туникообразных рубах. Основное полотнище перекинуто со спины на грудь, с прямыми боковыми вставками, ластовицами и расшито обычно красным узором. С XVIII в. низовые чувашки шьют рубахи с оборками из покупных тканей. Поверх такого платья надевался передник без нагрудника из красной клетчатой ткани или расшитый квадратным узором.

Чувашский национальный женский костюм Поверх платья надевали верхнюю одежду (шупар, пустав) из белого холста или черной хлопчатобумажной ткани со сборками чуть выше талии. Реже носили особую одежду пустарла шупар, сшитую из двух цветов ткани: красной до талии и черной ниже талии - богато украшенную серебряными, золотыми галунами и цветными нашивками. Осенью и весной женщины носили кафтаны из домашнего или фабричного полотна, шерстяной ткани темных расцветок (сахман), а зимой - приталенные сборчатые шубы (керек).

Девичий головной убор - шапочка (тухъя), имеющая аналог у народов Средней Азии, расшивалась бисером, бусинами и плотно нашитыми серебряными монетами. Традиционным женским головным убором являлся сурпан- полотенцеобразный отрез холста, поверх которого надевается шапочка (хушпа), имеющая также, как и кашмау, шлемовидную форму и заканчивающаяся небольшой узкой лопастью. Хушпа плотно обшивается монетами, а на макушке образует невысокий, богато украшенный цилиндрик. Старшие женщины сурпан подвязывали для поддержки вышитой повязкой масмак. Платки носили преимущественно светлых расцветок из хлопка или шерсти. Зимой надевали на платок барашковые шапочки с суконным верхом..

Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Из обуви в прошлом широко были распространены лапти, надеваемые с шерстяными вязаными чулками или сшитыми из грубого сукна (тала, чалха). С начала XX в. распространяются высокие ботинки со шнурками и лакированные сапоги на каблуках.

В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным образцам. Обычный мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром. В отличие от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким отличием между более патриархальными формами костюма верховых и низовых групп.
[наверх]


Татарский национальный костюм
В конце XIX-начале XX вв. основным материалом для изготовления традиционной одежды татар служили фабричные ткани. Лишь у некоторых групп мишарей и особенно кряшен одновременно с фабричными тканями широко использовались домотканные. Верхняя одежда как мужчин, так и женщин представляла собой широкую рубаху (кулмэк), штаны с широким тагом тюркского покроя, приталенный камзол и бишмет из темной ткани. Мужской костюм татар близок башкирскому, киргизскому и костюмам других тюркских народов. Был также распространен прямоспинный чекмень, один из древнейших видов одежды - шуба и тулуп. Мужской головной убор  тюбетейка   (тубэтэй, кэлэпуш), Постоянным головным убором мужчин являлась тюбетейка (тубэтэй, кэлэпуш), поверх которой надевали полусферическую или цилиндрическую шапку бурек, а летом шляпу из войлока.Развивалась и женская одежда. Вначале, на рубеже XIX в., появляется кокетка и воротник-стойка, а к концу столетия - оборка по подолу. Платье с отрезной талией и манжетами оформляется значительно позднее, в XX в. Поверх платья надевался фартук с грудкой. Первые фартуки украшались вышивкой и тесьмой. Использование пестряди для их изготовления постепенно вытеснило древний тип, а новые передники стали богато декорироваться оборками.

Татарский национальный женский костюм Интересны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка калфак, кашмау цилиндрической формы, обшитая серебряными монетами, поверх которых набрасывалось вышитое покрывало. До сих пор среди пожилых женщин сохраняется своеобразный способ повязывания платка: соединяются два соседних угла под подбородком, полотнище распускается по спине. Женские украшения изготовлялись ажурными из серебра со вставками из полудрагоценных камней. По-особому красива шейная застежка с подвесками "яка чылбыры". От нашейной повязки, выполненной из ткани или кожи, украшенной серебряными пластинками и скрепленной ажурной пряжкой, отходит несколько лучей ажурных подвесок, оканчивающихся более крупным звеном с камнем. Реже в качестве украшений использовались и серебряные монеты.

Традиционной обувью татар являлись кожаные ичиги и туфли с мягкой и жесткой подошвой, часто сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью служили лапти так называемого татарского образца, надевающиеся с суконными чулками. Уже в конце XIX в. распространяются сапоги с твердыми голенищами и жесткой подошвой.

Удовлетворение потребностей в одежде за счет фабричных изделий, особенно среди горожан, способствовало стиранию местных различий в костюме. Но по сей день сохраняются некоторые традиционные покрои и способы ношения одежды.
[наверх]


Молдавский национальный костюм
Молдавский национальный мужской костюмТрадиционный молдавский костюм у мужчин состоит из белой рубахи, суконного жилета или меховой безрукавки, белых штанов. Неотъемлемой его частью является тканый шерстяной пояс брыу красного, зеленого или синего цвета, длиной до 3 м. Женщины носят платок, белую орнаментированную рубаху, многоклинную юбку, шерстяной или полотняный фартук. Поверх рубахи надевают еще несшитую шерстяную юбку катрицэ. Мужской головной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; женский - полотенцеобразный убор, платок. Обувь и у мужчин и у женщин - так называемые опинчь (типа постол) из кожи. В некоторых сёлах на севере республики и в Приднестровье в праздничные дни женщины носят традиционный костюм или его отдельные части. Молдавский национальный костюм можно легко отличить по ярким вышивкам,которые обычно украшают женские рубашки и передники (фартуки). Наиболее интересными и необычными считаются костюмы с самыми многочисленными вышивками.
Молдавский национальный женский костюм
Те ,кто носили костюмы,обычно сами и вышивали их. Некоторые детали народной одежды используются и сейчас в повседневной носке. Так, у мужчин это меховые и суконные безрукавки, барашковые шапки, овчинные полушубки.
Молдавская вышивка Молдавская вышивка Молдавская вышивка

[наверх]


Мордовский национальный костюм
Мордовский национальный женский костюм тоже происходит от рубахи (панар). Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посередине груди, спины и по бокам. Мокшанский панар состоял из одного перегнутого поперек полотнища и двух более коротких, подшитых с боков по продольной нитке. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого.

Женский костюм мордвы-эрзя У эрзи преобладал особый вид нераспашной одежды- покай, покрытый плотной вышивкой. Принадлежностью мокшанского женского костюма являлись длинные, доходящие до щиколоток холщовые штаны (понкст). Верхняя женская одежда покроем повторяет рубаху с запахом - это руця у эрзи, мышкас, плахон у мокши. Теплая верхняя одежда выполнялась из сукна.

Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.

Богатый и разнообразный набор нагрудных украшений не имел особого функционального значения, как например, башкирский сэлтэр. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести. Обувью служили лапти каръхть, картъ - мордовского типа с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обернутые онучами. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки - белыми и черными онучами.

Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя в известной мере проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.
[наверх]


Марийский национальный костюм
В одежде марийцев отразились сложные многовековые процессы этнокультурных связей. Основными компонентами женского костюма были холщовая туникообразная рубаха (тувыр), распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан (шовыр), передник (ончылсакыш) без нагрудника, штаны (йолаш), шерстяной тканый пояс (ушто). Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а празднично-обрядовая одежда, кроме того, блестками, бисером, шерстяной тесьмой. Праздничные и свадебные кафтаны отделывались позументом. Зимой надевали кафтаны на подкладке, нагольные и крытые крашеным холстом или фабричными тканями шубы.

Марийский народный костюм Обувью служили лапти (йын-дал), кожаные сапоги (кем), позднее валенки (мяжгем). Долгое время у женщин мариек бытовал обычай обертывать голени ног черными суконными онучами (вурчыштыр).

В начале XX в. носили разнообразные головные уборы. Девичий убор типа налобной повязки (вуйонго) имеет аналог у многих народов Поволжья, Прибалтики, Урала, севера европейской части России. Существовало три типа женских головных уборов: сшитый в виде конусовидного колпачка с затылочной лопастью (шимакш), головное полотенце (шарпан) и венец с жестким прямоугольным верхом (сорока). Все они изготовлялись из холста и богато украшались вышивкой.

Для женского костюма было характерно наличие украшений из бисера, раковин, блесток и монет. Характерным украшением являлись ушные подвески (пылышпарча) в сочетании с шейным украшением (шушер) и поясными подвесками.

В XX в. широкое распространение получают модернизированные виды национальной одежды, изготовляемые из фабричных тканей: из белой - рубаха, из цветной - передник, украшенный вышивкой и лентами, которые нередко носили в сочетании с различными видами фабричной одежды, что придавало костюму своеобразный колорит.

С XVII в. на территорию Урала начинается быстрый приток славяноязычных народов, вытесненных со своих земель польским нашествием, а позднее, в эпоху петровских реформ, религиозным расколом.
[наверх]


Русский национальный костюм
Основные виды русского костюма, появившегося на Урале, связаны с культовой одеждой старообрядческих общин. У женщин - это прямой сарафан темных расцветок, телогрея чуть выше колен, длинная рубаха и два платка: светлый, поверх которого одевался темный шерстяной или сатиновый.

Русский народный костюм Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков. Женский приталенный сарафан сильно расклешен к подолу, рубаха имеет широкий рукав, оканчивающийся манжетом, и воротник-стойку. Домашнее полотно практически не используется с середины XIX столетия. Активное развитие заводского производства способствует распространению удобного типа городской одежды: косоворотки с нешироким рукавом и умеренно широкими штанами у мужчин, блузы с баской, рукавом на буфе и юбки, открывающей ступни у женщин.

Самым распространенным видом обуви в XVIII в. являлись лапти. К середине XIX в. сапоги или кошмяная обувь типа бурок, где нижняя часть обшивалась кожей, становится популярной в среде обеспеченных работных людей.

Зимой надевали приталенные овчинные шубы и прямо-спинные тулупы. Головными уборами служили с XIX в. для мужчин картузы, а зимой - распространенный тип меховой шапки-треухи. Вплоть до конца XIX столетия среди женских головных уборов были популярны невысокие кокошник и каруна.

Под влиянием восточных видов украшений, наряду с обычными стеклянными, жемчужными, коралловыми бусами в русском женском костюме появляются монисты и серьги из серебряных монет. Однако русский уральский костюм сохранил скорее чисто символические элементы кроя и быстрее, чем одежда коренных народов, претерпел изменения, связанные с социально-экономическими переменами в государстве, оказав при этом значительное влияние на костюм многих народов Урала.


Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно проследить и на примере костюмов народов Урала.
[наверх]


Литература:
1. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.
2. Беларусь ЭКСПО 2000 - http://expo2000.bsu.by
3. Народы России - http://www.narodru.ru
4. Жизнь Евразии - http://zenews.narod.ru
Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
Быстровозводимые здания в Уфе
Доставка цветов в Уфе




нсамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно проследить и на примере костюмов народов Урала.
[наверх]


Литература:
1. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.
2. Беларусь ЭКСПО 2000 - http://expo2000.bsu.by
3. Народы России - http://www.narodru.ru
4. Жизнь Евразии - http://zenews.narod.ru
Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта
Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
Быстровозводимые здания в Уфе
Доставка цветов в Уфе