Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.

Молдавская литература

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.


Главная  //  Творчество  //  Молдавская литература




Зарождение литературы
Молдавская литература в средние века
Молдавская литература в XVIII-XIX вв.
Молдавская литература в XX вв.

Зарождение литературы
Созданию молдавской письменной литературы предшествовало богатое устное народное творчество, возникшее в X—XI веках: календарная и семейная обрядовая поэзия («Плугушорул»), сказки, героический эпос («Гидра», «Тома Алимош», «Богатырь Груя Грозован», «Михул Копилул», «Кодряну», «Корбя»), исторические песни («Дука Водэ», «Бужор», «Тобулток»), народные легенды, пословицы, поговорки, лирические песни-дойны, баллады («Солнце и луна», «Богач и бедняк», «Долка»). Старинные песни (войницкие – богатырские и гайдуцкие песни-поэмы) рассказывают о победах богатырей над силами природы, отражении турецких и татарских нашествий. Исполняются такие песни речитативом и сопровождаются игрой на национальных инструментах: кобзе, чимпое (волынке), скрипке. Выдающимся памятником молдавского фольклора является пастушеская баллада Миорица, различные версии которой были распространены также по всей Румынии. Борьба народа против османских завоевателей отражена в балладе «Колодец мороза», распространенной как в Молдавском княжестве, так и в Валахии.
[ наверх ]


Молдавская литература в средние века
Первые памятники письменности появились в Молдавии на рубеже IX—X вв. на церковно-славянском (среднеболгарском) языке молдавской редакции, являвшемся до XVII века официальным языком церкви и государства, а также литературным языком. На этом языке создана значительная религиозная и историческая литература («Житие святого Иоанна Нового» и проповеди Григория Цамблака — иерарха молдавской церкви в 1401—1403; анонимные летописи XV—XVI вв., летописи Макария, Евфимия, Азария в XVI в. и другие). Первая молдавская книга — «Казания» (толкование евангелий) митрополита Варлаама (1590—1657) издана в 1643 году. Преемник Варлаама митрополит Дософтей (1624-93) переложил на молдавском языке «Псалтырь» в стихах. Дософтею принадлежит известное изречение: «Свет идёт к нам из Москвы…» («De la Moscova vine lumina…»).

С XV века молдавская литература испытала на себе большое влияние латинской культуры, проводниками которой были доминиканцы и францисканцы, и южно-славянской — Сербии и Болгарии. Первая половина XVII века ознаменовывается пробуждением национального сознания среди румын. Молдавский Господарь Василе Лупу открывает высшее учебное заведение, несколько типографий (с 1642 года), издаёт первое молдавское «Уложение» — закон о закрепощении крестьян, предоставляющий ряд привилегий крупному помещичьему классу.

Во второй половине XV века в Молдавском княжестве появляется и развивается историческая литература. Хроники составлялись по велению и под надзором господарей и были предназначены для прославления их деяний. При дворе Стефана Великого была составлена официальная хроника на славянском языке, оригинал которой не сохранился, однако её содержание сохранилось в пяти редакциях: Анонимная хроника, Путнянская летопись (в двух списках), молдаво-германская хроника, молдаво-русская хроника и молдо-польская хроника. Все радакции включают время правления Стефана Великого, отражая основное содержание оригинала. Вместе с тем в каждой из хроник существуют и некоторые различия и добавления переписчиков.

Молдавская хронография на славянском языке продолжала развиваться и в XVI веке. Хроника епископа Романа Макария, составленная по поручению Петра Рареша, охватывает исторические события, происходившие между 1504—1551 гг. Игумен Евфимий из Кэприянского монастыря продолжает труд Макария, описывая историю Молдавского княжества в период 1541—1554 гг. по поручению Александра Лэпушняну. События 1554—1574 гг. были описаны в хронике монаха Азария, ученика Макария, по указу Петра Хромого. Основная идея хроник XVI века — это идея укрепления центральной власти. Азарий был последним представителем школы придворных летописцев.

Летописи Молдавии освещают эпоху с XIV по XVIII вв. В них описывается деятельность отдельных князей и монастырей — монополистов христианской культуры того времени. С XVII века летописание начало вестись на молдавском языке. Известны летописцы Григорий Уреке (90-е годы XVI века — 1647), Мирон Костин (1633—1691), Ион Некулче (1672—1746). обличали тираническое правление, воскрешали героические страницы освободительной борьбы молдаван. Произведение М.Костина «О племени молдаван, из какой страны вышли их предки», написанное в острополемической форме, знаменует собой начало молдавской историографии.

На уровень тогдашней европейский науки молдавская историография поднялась в произведениях Дмитрия Кантемира. Дмитрий Кантемир (1673–1723) – выдающийся государственный деятель и ученый-энциклопедист европейского масштаба. Дмитрий Кантемир был автором наиболее полной на протяжении двух веков истории турок. Его «История роста и упадка Османской империи» (1714) была переведена на многие европейские языки. Ценным в историческом, этнографическом и географическом плане является «Описание Молдавии», написанное Кантемиром в 1716.
[ наверх ]


Молдавская литература в XVIII-XIX вв.
В XVIII в. зарождается художественная литература: лирическая поэзия (Ион Кантакузино), в 1780 году вышла грамматика Самуэла Мику «Элементы дако-романского языка» (на латинском языке). О социальном движении начала XIX века повествует хроника Алеку Бедимана «Tragodia sau mai bine a zice jalnica Moldovei intamplare dupa razvratirea grecilor», в которой описывается крестьянское восстание 1821 против помещиков-бояр. Устное творчество первой половины XIX века отражает классовую борьбу крестьянской бедноты с боярами в Молдавии и Валахии. Выделяются «Гайдуцкие песни». Помещичья буржуазная литература рисует гайдуков злодеями, убийцами, но в народных песнях они воспеваются как герои-борцы за крестьянские права. Обычно распространенная молдавская народная песня («дойна»).

В XIX века молдавские писатели стали собирать фольклорные сюжеты и использовать их в своих произведениях. Первым издателем народных песен был Василе Александри, внесший значительный вклад в оформление молдавского литературного языка. Классиками молдавской литературы являются также Георге Асаки (основатель первой молдавской газеты «Румынская пчела» в 1829), Александру Донич, Алеку Руссо, Константин Стамати, Богдан Петричейку Хашдеу, Михаил Когылничану. Когылничану издаёт в Молдове журнал «Дачия литерарэ» (Литературная Дакия) и исторический журнал «Архива ромыняскэ» (Румынский архив), а в 1844 году вместе с И. Гикэ, Василе Александри и Константином Негруцци выпускает литературный журнал «Пропэширя» (Возрождение), который через некоторое время был закрыт цензурой. В 1820–1823 в ссылке в Бесарабии находился А.С.Пушкин, который также проявлял значительный интерес к молдавским песенникам. Молдавскую народную песню «арде-мэ, фриже-ме» (режь меня, жги меня) он переработал и включил в свою поэму "Цыганы". Константин Негруцци — основатель молдавской прозы. Он принимал активное участие в крестьянском восстании 1821 года, бежал в Бессарабию, где и познакомился с Пушкиным и находился под его большим влиянием.

Во второй половине XIX века молдавская литература подпадает под влияние буржуазной культуры, преимущественно французской. Латинское течение, возникшее в Трансильвании, имеет немало последователей в Молдавии и Валахии. Определенное влияние на молдавскую литературу оказывала также и германская литература.

Следует отметить поэта и драматурга Василе Александри (1821—1890), который был активным участником национального движения за объединение Молдавии и Валахии, участником революции 1848 года, руководителем журналов «Прогресс», «Литературная Дакия», основателем журнала «Литературная Румыния». В 1888 Елена Севастос издаёт сборник «Кынтече молдовенеште» (Молдавские песни). Национализм, эстетизм, идеализация народного творчества характеризуют фольклорные сборники того времени. Представителем старых бояр-консерваторов является критик Титу Майореску, организатор партии консерваторов. Популярен Богдан-Петричейку Хашдеу — редактор газеты «Троян» и сатирического журнала «Чериенок». Типичный представитель индивидуализма — Михай Эминеску (1849—1889).

Критики отмечали, что в литературе запрутской Молдовы и других областей Румынии началось утверждение офранцуженной румынской культуры. XIX век также отмечен распространением националистической литературы.
[ наверх ]


Молдавская литература в XX вв.
В начале XX века наиболее заметным явлением молдавской литературы являлось творчество поэта Алексея Матеевича. Во второй половине XX в. широкую известность получили произведения А.Лупана, Ем.Букова, И.Друце.

С 1926 году газета «Плугарул рошу» («Красный пахарь») уделяет сперва уголок молдавской литературе, а затем начинает выходить «Панина литерарэ» (Литературная страница), преобразовавшаяся к 1 мая 1927 года в журнал «Молдова литерарэ» (Литературная Молдавия). В апреле 1927 года организуется союз молдавских советских писателей «Рэсэритул» (Восход). В конце 1931 года при союзе молдавских писателей создаются секции «Тинеримя» (Молодняк) и «Уларф» (Локаф). В ноябре 1931 года журнал «Молдова литерарэ» реорганизуется в политико-литературный и публицистический ежемесячный журнал «Октябрю» — орган Союза писателей и социолого-литературной секции Молдавского научного комитета. С 1930 года начинает выходить пионерский журнал «Скинтэю Ленинист» (Ленинская искра).

Первым советским молдавским писателем Молдавской АССР можно считать Д. Милева. В своих рассказах Милев изображает в ярких красках зверства, террор румынского фашизма в бессарабской деревне, протест и сопротивление крестьян. Но Милев показывает крестьянство Бессарабии как недиференцированную массу, выдвигающую отдельных героев. Революционное движение изображено у него стихийным и бесперспективным. Некоторые произведения подернуты налетом пессимизма.
[ наверх ]


Литература:
1. Энциклопедия Кругосвет - http://www.krugosvet.ru, статья Людмилы Царьковой "Белорусская литература"
2.Википедия - http://www.wikipedia.org
Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:


спортивный купальник для танцев


Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа