Зарождение литературы
Созданию молдавской письменной литературы предшествовало богатое устное
народное творчество, возникшее в X—XI веках: календарная и семейная
обрядовая поэзия («Плугушорул»), сказки, героический эпос
(«Гидра», «Тома Алимош», «Богатырь Груя Грозован», «Михул Копилул», «Кодряну», «Корбя»),
исторические песни («Дука Водэ», «Бужор», «Тобулток»),
народные легенды, пословицы, поговорки,
лирические песни-дойны, баллады («Солнце и луна», «Богач и бедняк», «Долка»).
Старинные песни
(войницкие – богатырские и гайдуцкие песни-поэмы) рассказывают о
победах богатырей над силами природы, отражении турецких и татарских нашествий.
Исполняются такие песни речитативом и сопровождаются игрой на национальных
инструментах: кобзе, чимпое (волынке), скрипке. Выдающимся
памятником молдавского фольклора является пастушеская баллада Миорица,
различные версии которой были распространены также по всей Румынии. Борьба народа против османских завоевателей отражена в балладе «Колодец мороза», распространенной как в Молдавском княжестве, так и в Валахии.
Молдавская литература в средние века
Первые памятники письменности появились в Молдавии на рубеже IX—X вв. на
церковно-славянском (среднеболгарском) языке молдавской редакции, являвшемся
до XVII века официальным языком церкви и государства, а также литературным
языком. На этом языке создана значительная религиозная и историческая
литература («Житие святого Иоанна Нового» и проповеди Григория
Цамблака — иерарха молдавской церкви в 1401—1403; анонимные летописи XV—XVI вв.,
летописи Макария, Евфимия, Азария в XVI в. и другие).
Первая молдавская книга — «Казания» (толкование евангелий) митрополита
Варлаама (1590—1657) издана в 1643 году. Преемник Варлаама митрополит
Дософтей (1624-93) переложил на молдавском языке «Псалтырь» в стихах.
Дософтею принадлежит известное изречение: «Свет идёт к нам из Москвы…»
(«De la Moscova vine lumina…»).
С XV века молдавская литература испытала на себе большое влияние латинской культуры, проводниками которой были доминиканцы и францисканцы, и южно-славянской — Сербии и Болгарии. Первая половина XVII века ознаменовывается пробуждением национального сознания среди румын. Молдавский Господарь Василе Лупу открывает высшее учебное заведение, несколько типографий (с 1642 года), издаёт первое молдавское «Уложение» — закон о закрепощении крестьян, предоставляющий ряд привилегий крупному помещичьему классу.
Во второй половине XV века в Молдавском княжестве появляется и развивается историческая литература. Хроники составлялись по велению и под надзором господарей и были предназначены для прославления их деяний. При дворе Стефана Великого была составлена официальная хроника на славянском языке, оригинал которой не сохранился, однако её содержание сохранилось в пяти редакциях: Анонимная хроника, Путнянская летопись (в двух списках), молдаво-германская хроника, молдаво-русская хроника и молдо-польская хроника. Все радакции включают время правления Стефана Великого, отражая основное содержание оригинала. Вместе с тем в каждой из хроник существуют и некоторые различия и добавления переписчиков.
Молдавская хронография на славянском языке продолжала развиваться и в XVI веке.
Хроника епископа Романа Макария, составленная по поручению Петра Рареша, охватывает исторические события, происходившие между 1504—1551 гг. Игумен Евфимий из Кэприянского монастыря продолжает труд Макария, описывая историю Молдавского княжества в период 1541—1554 гг. по поручению Александра Лэпушняну. События 1554—1574 гг. были описаны в хронике монаха Азария, ученика Макария, по указу Петра Хромого. Основная идея хроник XVI века — это идея укрепления центральной власти. Азарий был последним представителем школы придворных летописцев.
Летописи Молдавии освещают эпоху с XIV по XVIII вв.
В них описывается деятельность отдельных князей и
монастырей — монополистов христианской культуры того времени.
С XVII века летописание начало вестись на молдавском языке.
Известны летописцы Григорий Уреке (90-е годы XVI века — 1647),
Мирон Костин (1633—1691), Ион Некулче (1672—1746). обличали тираническое
правление, воскрешали героические страницы освободительной борьбы молдаван.
Произведение М.Костина «О племени молдаван, из какой страны вышли их предки»,
написанное в острополемической форме, знаменует собой начало молдавской историографии.
На уровень тогдашней европейский науки
молдавская историография поднялась
в произведениях Дмитрия Кантемира.
Дмитрий Кантемир (1673–1723) – выдающийся государственный деятель и ученый-энциклопедист европейского масштаба.
Дмитрий Кантемир был автором наиболее полной на протяжении двух веков истории турок.
Его «История роста и упадка Османской империи» (1714) была
переведена на многие европейские языки. Ценным в историческом, этнографическом и географическом плане является «Описание Молдавии», написанное Кантемиром в 1716.
Молдавская литература в XVIII-XIX вв.
В XVIII в. зарождается художественная литература:
лирическая поэзия (Ион Кантакузино), в 1780 году вышла грамматика Самуэла Мику «Элементы дако-романского языка»
(на латинском языке).
О социальном движении начала XIX века повествует
хроника Алеку Бедимана «Tragodia sau mai
bine a zice jalnica Moldovei intamplare dupa
razvratirea grecilor», в которой описывается крестьянское восстание 1821 против помещиков-бояр. Устное творчество первой половины XIX века отражает классовую борьбу крестьянской бедноты с боярами в Молдавии и Валахии. Выделяются «Гайдуцкие песни». Помещичья буржуазная литература рисует гайдуков злодеями, убийцами, но в народных песнях они воспеваются как герои-борцы за крестьянские права. Обычно распространенная молдавская народная песня («дойна»).
В XIX века молдавские писатели стали собирать фольклорные
сюжеты и использовать их в своих произведениях. Первым
издателем народных песен был Василе Александри,
внесший значительный вклад в оформление молдавского
литературного языка. Классиками молдавской литературы являются также
Георге Асаки (основатель первой молдавской
газеты «Румынская пчела» в 1829), Александру
Донич, Алеку Руссо, Константин Стамати, Богдан Петричейку Хашдеу, Михаил Когылничану.
Когылничану издаёт в Молдове журнал «Дачия литерарэ» (Литературная Дакия) и исторический журнал «Архива ромыняскэ» (Румынский архив), а в 1844 году вместе с И. Гикэ, Василе Александри и Константином Негруцци выпускает литературный журнал «Пропэширя» (Возрождение), который через некоторое время был закрыт цензурой.
В 1820–1823 в ссылке в Бесарабии находился А.С.Пушкин, который
также проявлял значительный интерес к молдавским песенникам.
Молдавскую народную песню «арде-мэ, фриже-ме» (режь меня, жги меня)
он переработал и включил в свою поэму "Цыганы".
Константин Негруцци — основатель молдавской прозы.
Он принимал активное участие в крестьянском восстании
1821 года, бежал в Бессарабию, где и познакомился с Пушкиным и
находился под его большим влиянием.
Во второй половине XIX века молдавская литература подпадает под влияние буржуазной культуры, преимущественно французской. Латинское течение, возникшее в Трансильвании, имеет немало последователей в Молдавии и Валахии. Определенное влияние на молдавскую литературу оказывала также и германская литература.
Следует отметить поэта и драматурга Василе Александри (1821—1890), который был активным участником национального движения за объединение Молдавии и Валахии, участником революции 1848 года, руководителем журналов «Прогресс», «Литературная Дакия», основателем журнала «Литературная Румыния». В 1888 Елена Севастос издаёт сборник «Кынтече молдовенеште» (Молдавские песни). Национализм, эстетизм, идеализация народного творчества характеризуют фольклорные сборники того времени. Представителем старых бояр-консерваторов является критик Титу Майореску, организатор партии консерваторов. Популярен Богдан-Петричейку Хашдеу — редактор газеты «Троян» и сатирического журнала «Чериенок». Типичный представитель индивидуализма — Михай Эминеску (1849—1889).
Критики отмечали, что в литературе запрутской Молдовы и других областей Румынии началось утверждение офранцуженной румынской культуры. XIX век также отмечен распространением националистической литературы.
Молдавская литература в XX вв.
В начале XX века наиболее заметным явлением молдавской литературы являлось
творчество поэта Алексея Матеевича. Во второй половине XX в.
широкую известность получили произведения А.Лупана, Ем.Букова, И.Друце.
С 1926 году газета «Плугарул рошу» («Красный пахарь») уделяет
сперва уголок молдавской литературе, а затем начинает выходить
«Панина литерарэ» (Литературная страница),
преобразовавшаяся к 1 мая 1927 года в журнал «Молдова литерарэ»
(Литературная Молдавия). В апреле 1927 года организуется союз
молдавских советских писателей «Рэсэритул» (Восход). В конце
1931 года при союзе молдавских писателей создаются секции
«Тинеримя» (Молодняк) и «Уларф» (Локаф). В ноябре 1931 года журнал «Молдова литерарэ» реорганизуется в политико-литературный и публицистический ежемесячный журнал «Октябрю» — орган Союза писателей и социолого-литературной секции Молдавского научного комитета. С 1930 года начинает выходить пионерский журнал «Скинтэю Ленинист» (Ленинская искра).
Первым советским молдавским писателем Молдавской АССР можно считать Д. Милева. В своих рассказах Милев изображает в ярких красках зверства, террор румынского фашизма в бессарабской деревне, протест и сопротивление крестьян. Но Милев показывает крестьянство Бессарабии как недиференцированную массу, выдвигающую отдельных героев. Революционное движение изображено у него стихийным и бесперспективным. Некоторые произведения подернуты налетом пессимизма.