Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана. Народы Башкортостана. Национальный состав

Народы Башкортостана

численность народов, история формирования состава башкир русских татар чувашей мордвы марийцев


Главная  //  Народы  //  Национальный состав Башкортостана



История Башкирии и формирования антропологического состава башкир
Башкиры
Русские
Татары
Белорусы
Мишари
Тептяри
Крешены
Чуваши
Марийцы
Мордва
Молдаване
Удмурты
Другие народы

Башкиры
Коренная национальность края - башкиры*.
Общая численность их в СССР, по переписи населения 1989 г., составляла 1 млн. 449,1 тыс. чел., из них 1 млн. 345,3 тыс. на территории России. Основная часть башкир (863,8 тыс, или 59,6%) сосредоточена на своей этнической территории. За пределами республики они обитают в Челябинской (161,2 тыс.), Оренбургской (5З,8 тыс.), Пермской (52,3 тыс.), Свердловской (41,5 тыс.), Курганской (17,5 тыс.), Тюменской (41,1 тыс.) областях, Казахстане (41,3 тыс.), Узбекистане (34,8 тыс.), Татарстане (19,1 тыс.) и др. Общая численность башкир в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше 1 млн. 221 тысяч человек.

История Башкирии и формирования антропологического состава башкир
В Башкортостане проживает около 4 млн. человек, которые по национальной языковой классификации относятся: к алтайской (башкиры, татары, чуваши, казахи), индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, молдаване,армяне, латыши) и уральской (марийцы, мордва, удмурты) языковым семьям. Сложную картину представляет структура верований этих народов. Наибольшую распространенность среди верующего населения имеют две мировые религии - ислам (суннитского толка) и христианство (православие). Приверженцами ислама являются тюркоязычные башкиры, большинство татар, казахи, небольшая часть чувашей. Православие исповедует подавляющая часть верующих русских, украинцев, белорусов; оно распространено среди верующих чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, части татар. У финноугорских народов и чувашей бытуют также самобытные формы дохристианских религиозных воззрении: посещая церковь и почитая Христа, они поклоняются своим многочисленным богам и духам. Разных направлений верований придерживаются также русские (православие, старообрядцы), украинцы и белорусы (православные, католики), тюркоязычные татары (мусульмане - сунниты, кряшены) и чуваши (двоеверцы, соблюдающие в христианстве языческие обряды, мусульмане).

В Приуралье древнебашкирские племена появились, судя по письменным источникам, в IX в. Об этом свидетельствуют сообщения Ибн-Русте, ал-Балхи, относящиеся к IX-XI вв. О "народе из тюрок, называемом башгорд", обитавшем в X веке в Волго-Уральском междуречье, сообщал арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан. В Приуралье башкиры пришли сложившейся древней народностью с самобытной культурой, языком. На новой территории они вступали во взаимосвязи с аборигенным финно-угорским и сармато-аланским населением и, как более многочисленная народность, значительную часть их ассимилировали.

Определенное воздействие на национальный облик башкир оказали угро-финские народы. С конца XVII и особенно в XVIII вв. в связи со строительством городов-крепостей и городов-заводов на башкирских землях появляется русское население: Уральское казачье войско, работные люди, вольные переселенцы-крестьяне - оказавшие значительное воздействие на хозяйство и материальную культуру местных жителей.

В X-начале XIII вв. , в основном, западная часть башкир была в политической зависимости от Волжской Булгарии. К этому же времени относится начало проникновения в их среду ислама, распространяемого миссионерами из Средней Азии и Булгарии. В 1236 г. Башкирия была покорена монголами и вошла в состав раннефеодального государства - Золотая Орда. В конце XIII - начале XIV вв. она распалась, и на ее развалинах образовался ряд феодальных ханств. Башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами, хотя политическое влияние последних не было решающим.

Для Башкирии XV - первой половины XVI вв. главным политическим фактором было ногайское господство. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две орды: Большую и Малую. Башкирия осталась под властью Большой Ногайской орды. В середине XVI в. князь Исмаил признал себя вассалом Русского государства, что дало возможность башкирам окончательно освободиться от ига ногайских мурз и князей, казанских и сибирских ханов и войти в состав Русского государства.

Присоединение Башкирии к Русскому государству продолжалось с 1553-1554 гг. до 1557 г. Первыми в его состав вошли западные и северо-западные башкиры, земли которых впоследствии назывались Казанской дорогой. Затем русское подданство приняло население центральной, южной и юго-восточной части края. Впоследствии эта область называлась Ногайской дорогой. Под властью Сибирского ханства оставались северо-восточные и зауральские башкиры. Окончательно подданными России они стали лишь после полного разгрома царства Кучума.

Принимая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от набегов и грабежей соседних племен и народов, гарантировало их земельные права. Башкиры же обязались платить ясак, нести военную службу (за свой счет), участвовать в боевых походах, охранять юго-восточные границы России от набегов кочевников. На первых порах русские власти не вмешивались во внутреннее управление, не подвергали преследованию верования, обычаи и обряды башкир. Напротив, Иван Грозный завоевал среди коренного населения доселе невиданную популярность, как "добрый" и "милостивый" царь. Жалованные грамоты башкирам он давал потому, что в условиях жестокой борьбы с Казанским и Астраханским ханствами так диктовали интересы государства.

В конце XVIII - первой половине XIX вв. основная территория, населенная башкирами, входила в состав Оренбургской губернии. В 1798 г. в Башкирии была введена кантонная система управления, которая с небольшими изменениями просуществовала до 1865 г. Из башкирского и мишарского населения было сформировано иррегулярное войско, основной обязанностью которого была охрана Оренбургской пограничной линии. В 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую. В состав последней вошли Белебеевский, Бирский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Златоустовский уезды. Административно-территориальное деление, предпринятое в 1865 г., сохранялось неизменным до 1919 г.

Несколько дней спустя после социалистической революции- 15 ноября 1917 г. территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, населенные башкирами, были провозглашены Башкирским областным советом (шуро) автономной частью Российской республики. Было образовано "правительство автономного Башкортостана". Однако последующие события не позволили реализовать намеченное. В марте 1919 г. было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии", которым закреплялось образование Башкирской АССР.

Башкирская республика образовалась в пределах Малой Башкирии как федеративная часть РСФСР. Было создано 13 кантонов. Центром ее было село Темясово, с августа 1919 г. правительственные учреждения находились в г. Стерлитамаке. В составе Уфимской губернии в 1919 г. были уезды: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензелинский, часть Златоустовского и Стерлитамакского уездов. На основании декрета ВЦИК от 14 июня 1922 г. Уфимская губерния была упразднена и ее уезды включены в состав Башкирской республики со столицей в г. Уфе. Современные границы установились в 1926 г.
В октябре 1990 г. Верховный Совет Башкортостана провозгласил Декларацию о государственном суверенитете республики.
[наверх]


Русские
Другой многочисленный народ республики - русские. Язык их входит в восточнославянскую группу индоевропейских языков. По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами. В их формировании участвовали и некоторые неславянские народы, которые издавна обитали на нынешней территории европейской части России.

В XVI-XVII вв. русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь, в XVIII- XIX вв. - расселяться в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Перепись населения 1989 г. учла в республике более 1 млн. 548 тыс. русских, составляющих 39,3% населения Башкортостана. Русское население расселено по территории Башкортостана повсеместно, но неравномерно. Более всего оно сосредоточено в южной, северо-восточной и центральной зонах. В западной, северо-западной и уральской- доля его в структуре населения сравнительно невысока. Абсолютное большинство русских (83,02%) проживает в городской местности. В сельской - они составляют менее 17%.

Заселение Башкирии русскими началось главным образом с XVII в., хотя первые русские люди появились в крае уже в XVI в., после присоединения его к Русскому государству. В 1574 г. царь Иоанн Васильевич Грозный "для защиты их (башкир) от набегов соседственных хищных народов построил внутри Башкирии крепость на берегу р. Белой и поместил в ней охранительную стражу". Стрельцы, заложившие крепость-город Уфу, и были первыми русскими людьми на башкирской земле. По распоряжению царского правительства начали появляться и другие укрепленные поселения: в 1645 году - Мензелинск, в 1663 г.- Бирск. Примерно в это же время была построена Закамская линия укреплений. Начинается планомерное заселение русскими обширных районов вновь присоединенного края. Переселение русских в край шло в результате не только правительственной колонизации, но и за счет беглого крепостного и тяглового населения. Северо-западная Башкирия заселялась дворцовыми крестьянами Казанского уезда и Кунгурского края. К середине XVII в. здесь возникли села Челны, Латкинское ("Масленный мыс тож") и Большие Шилны, деревни Орловка, Нижние Куваты, Мазино и др.

Рыбная ловля по рекам Кама, Ик, Мензеля, Белая (нижнее течение) и прилегавшие к ним земельные угодья отдавались "на оброк из казны" Савво-Сторожсвскому (с 1654 г.), Богородскому и Костромскому, Богоявленскому (с 1657 г.) монастырям. На пожалованных монастырям землях (в 1651 г. башкирские угодья были пожалованы уфимскому Успенскому мужскому монастырю; на вотчинных землях башкир выросли Далматов и Рафаилов монастыри) образовались Монастырские Дуванен и Вознесенское ("Чесноковка тож"), деревня Елтемир (на реке Челны) и др., которые, безусловно, были местами сосредоточения русского населения. Восточная (Зауральская) Башкирия заселялась крестьянами из Кунгурского края и Западной Сибири.

В конце XVII в. в основанных русскими Катайском и Колчеданском острогах, Арамильской, Окуневской, Белоярской, Чюмляцкой, Камышловской, Новопесчанской и Багаряцкой слободах насчитывалось более 1,4 тыс. дворов с населением в 4,6 тыс. душ мужского пола. Переселенцы причислялись к одному из разрядов крестьян: оброчных, дворцовых, монастырских, черносошных (государственных). Юг Башкирии с конца XVII в. начал заселяться выходцами из яицких казаков. Несколько позже на юго-восточной, юго-западной границах появилось несколько десятков крепостей и городов, населенных военно-служилым людом и составивших Оренбургскую укрепленную линию. Тогда же образовалось Оренбургское казачье войско, численность которого к концу XVIII в. достигла более 21 тыс. душ мужского пола.

Приток русского населения особенно возрастает с XVIII в. в связи со строительством заводов: Воскресенского (1736 г.), Преображенского (1750 г.), Кананикольского (1751 г.), Богоявленского (1752 г.), Архангельского (1753 г.), Верхне-Авзянопетровского (1755 г.), Благовещенского, Нижне-Авзянопетровского (1756 г.), Нижне-Троицкого (1760г.), Белорецкого (1762 г.), Узянского (1777г.) и др. Только за 1747-1795 гг., между второй и пятой ревизиями, из Воронежской, Казанской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Пермской губерний переселилось более 94 тыс. мужского пола крестьян, в том числе 30 тыс. русских, 20 тыс. - татар, 19 тыс. - мордвы, 18,5 тыс. - чувашей и более 7 тыс. душ мужского пола - "крещеные иноверцы".

В прошлом столетии переселение в Башкирию усилилось. Только за первую его половину население Оренбургского края увеличилось в 2,5 раза. В 1824 г. казенным крестьянам малоземельных губерний было разрешено переселяться в Оренбургский край и за 1824-1827 гг. этим правом воспользовались около 12 тыс. человек.

К началу нашего столетия русские стали самым многочисленным народом в Башкирии. В 1912-1913 гг. только в сельской местности Уфимской губернии проживало 876,5 тыс. русских крестьян. Накануне Великой Отечественной войны численность русских достигла 1281 тыс. Численность русских в республике не сокращается: в 1970 г.- 1546,3 тыс., 1979 г.- 1547,9 тыс. и в 1989 г.- 1548,3 тыс. Общая численность русских в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше миллиона 490 тысяч человек.

Русские преобладают в старых городах - Уфе, Бирске, Белебее, Стерлитамаке. В относительно новых городах их доля значительно ниже (Баймак, Учалы, Сибай и др.).
[наверх]


Татары
В Башкортостане проживает 1120,7 тыс. татар. Так же как и русские, татары - не коренное население. Они формировались в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Переселение их на восток, в том числе на территорию современного Башкортостана, началось со второй половины XVI века.

О происхождении татар бытуют, в основном, две теории. Согласно первой, известной как булгарская (Н. Карамзин, И. Березин, В. Григорьев, К. Насыри, Н. Чернышевский и др.), предки поволжских (казанских) татар произошли от булгар.

Вторая версия, возникшая почти одновременно с первой, увязывает происхождение поволжских (казанских) татар с татарами Золотой Орды и через них и с татаро-монголами XIII в. С. М. Соловьев, Г. И. Перетяткович, А. Н. Ашмарин, М. Н. Покровский и другие считали, что казанские татары являются прямыми потомками золотоордынскпх татар-завоевателей, которые разрушили Волжскую Булгарию.

Золотоордынская гипотеза происхождения татар имеет своих сторонников среди ученых различных направлений.

Татары, а основном, имеют темный и светлый европеоидный облик. Темный европеоидный (понтийский) тип представлен в 40% казанских татар, 60%-мишарей и до 15% крещеных татар. Светлый европеоидный тип характерен для 20% поволжских татар, 20% .мишарей и 44% кряшен. Кроме того, можно выделить также сублапоиоидный или уральский (волго-камский) тип и монголоидный (южно-сибирский) тип, характерный для татар Золотой Орды, сохранившийся у ряда тюркоязычных народов (в том числе у части башкир юго-востока края). По степени выраженности европеоидных и монголоидных признаков татары Поволжья и Приуралья находятся между узбеками и гагаузами.
Общая численность татар в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше 990 тысяч человек, причем во время переписи 2002 года впервые после 1926 года были получены данные о численности лиц, назвавших себя кряшенами, которая в Башкортостане составила 4,5 тысячи человек.
[наверх]


Белорусы
Белорусы (самоназвание) - часть восточнославянского населения Приморского края. Более всего белорусов переселилось в Приморье в 1900-1906 гг., т.е. перед началом столыпинской реформы (10,5 % всех переселенцев этого периода). В целом, в дореволюционный период они составляли 6,8 % от общего числа крестьян-переселенцев. Основная часть белорусов переселилась в край в конце ХIХ - начале ХХ вв. В основном это были выходцы из Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний. Они расселились компактными группами в предгорьях Сихотэ-Алиня и других таежных районах края, то есть в привычные для них лесных районах: в селах Вознесенке Вознесенской волости; Николаевке Ивановской волости; и др. волостях

Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения Белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории Белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о самостоятельном пути формирования Белорусов из племенных образований.). В 13-14 веках в эпоху политической раздробленности западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование Белорусов. Специфические черты Белорусов складывались на основе региональных особенностей древне-русской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского населения, его большая численность и компактное расселение. Большую роль играл языковый фактор. Западный диалект древнерусского языка - древнебелорусский - в Великом княжестве Литовском выполнял функции государственного языка, в 16 веке на нём появилось книгопечатание.

Белорусская этническая общность складывалась в 14-16 веках. Название Белорусы, белорусцы восходит к топониму Белая Русь, который в 14-16 веках применялся по отношению к Витебщине и северо-востоку Могилевщины, а в 19 - начале 20 века охватывал уже почти всю этническую территорию Белорусов. В 14-16 веках западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщина (исключая Брестчину) называлась Чёрной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина - Полесьем. Форма современного названия - Белорусы - возникла в 17 веке. В это же время появилось название для белорусско-украинского населения - полешуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины, руськие. Как самоназвание этноним Белорусы получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР (1919).

Формирование белорусской этнической общности происходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России, к которой белорусские земли отошли в результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795). К концу 17 века древне-белорусский язык был вытеснен из общественной жизни польским. Публикации на литературном белорусском языке, создававшемся на основе живой разговорной речи, появились лишь в 19 - начале 20 века. Сам факт существования Белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под сомнение, Белорусов пытались представить частью русских или поляков. В результате конфессиональной разобщённости, политики церкви и государства самосознание Белорусов часто подменялось представлением о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя "католиками" или "православными", а зачастую "тутейшими", т.е. местными. В конце 19 века усиливается процесс формирования национального самосознания Белорусов. Общая численность белорусов в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше 17 тысяч 117 человек,
[наверх]


Мишари
Другая этнографическая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья - мишари. Достоверных сведений о начале переселения мишар в Башкирию нет, однако многие ученые единодушны в том, что они "первые и древнейшие из переселенцев". Мишари Башкирии - в большей части выходцы из центральных губерний России (Симбирской, Нижегородской, Казанской, Пензенской). Причем миграция их на башкирские земли шла очень интенсивно. В 1738 г., по данным В. М. Черемшанского, в Оренбургском крае считалось 1530 мещерякских дворов. В Уфимской губернии в 1879 г. мишарей было больше, чем татар, соответственно 138,9 тыс. и 107,3 тыс. Перепись населения, проводившаяся в 1926 г., была последней, при которой мишари учитывались отдельно от татар. Тогда их насчитывалось 136 тыс. человек. Следующая довоенная перепись 1939 г. и перепись 2002 года учла их в составе татар.
[наверх]


Тептяри
Из разноязычного и разноплеменного пришлого населения - татар, мишарей, марийцев, чувашей, мордвы и отчасти башкир образовалась этнографическая группа - тептяри. За пределами Башкортостана их не было и нет. Тептяри, составляющие значительную часть народонаселения Оренбургской губернии, писал В. М. Черемшанский в середине XIX в., по происхождению своему не представляют ни отдельного племени, ни даже племенной ветви или отрасли. Это разнонародные племена, беглецы, которые по недостатку или по неимению собственных земель, а возможно и по другим причинам удалились в Башкирию.

О термине "тептяр" существует несколько версий. Одна из них выводит его от слова "дэфтэр", подразумевается под ним "запись", "договор", письменные условия между башкирами-вотчинниками и припущенниками. Вторая - производит его от того же "дэфтэр" и чувашского слова "типтер", которое означало бирку с отметкой причитавшегося долга. Третья версия считает "тептяр" татарским словом, "служилого человека" сибирские татары называли тептярем. Исследователь А. Асфандияров считает, что термин "тептяр" берет свое начало от башкирского слова "тибеу - тибелеу - типтереу" в смысле "вытеснять (ся), выталкивать (ся), быть отвергнутым".

Приход тептярей в Башкирию начался давно. В середине XVIII в. они насчитывали немногим более 61 тыс. человек, а через сто лет их стало 261,8 тыс. В переписях населения они учитывались, главным образом, в составе татар (исключение, по-видимому, составлял Тептяро-Учалинский регион).
[наверх]


Кряшены
В Башкортостане проживает небольшая группа кряшен (букв, "крещенные"), отличающихся от основной массы татар вероисповеданием и некоторыми культурно-бытовыми особенностями. Кряшен принято считать в основном частью казанских татар. В целом, очевидно, это верно. Татарский этнограф, автор книги "Татары-кряшены" Ю. Мухаметшин указывает, что часть кряшен расселена в Бакалинском районе. Они проживают в деревнях Азмеево, Бакалы, Бузюрово, Иликово, Курчаево, Новые Балыклы, Старые Маты, Умирово и др. Кряшены - это "небольшая часть татарского населения Среднего Поволжья, сложившаяся в результате крещения в середине XVI - начале XVII вв". Вместе с тем лингвист Р. Шакуров вслед за Ю. Мухаметшиным считает, что в формировании бакалинских кряшен приняли участие и башкиры (кряшены-башкиры).
[наверх]


Чуваши
Среди тюркоязычных народов, населяющих Башкортостан, третье по численности место (после татар и башкир) занимают чуваши. Перепись населения 1989 г. учла в республике 118,5 тыс. чувашей, в том числе в городской местности 52,2 тыс., сельской - 66,3 тыс.

Переселение чувашей из Казанской и Симбирской губерний (Казанского, Чебоксарского и Курнышского уездов) в Приуралье началось с XVII в. Наиболее массовым и интенсивным оно становится со второй половины XVIII в. и в пореформенный период. Основная масса чувашей-переселенцев расселилась в Белебеевском, Бугульминском уездах Оренбургской губернии. В настоящее время наиболее компактно они расселены в центральной, юго-западной, западной и южной этнографических зонах Башкортостана. В первое послеоктябрьское время в Башкирии проживало немногим более 77 тыс. чувашей, в 1989 г. - 118,5 тыс. Общая численность чувашей в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 117 тысяч 317 человек.

Верующие исповедуют в основном православие. По физическому облику чуваши наибольшее сходство имеют с горными марийцами. Чувашский язык образует булгарскую ветвь тюркских языков. В нем два диалекта: верховой и низовой. Основными отличительными их признаками являются: верхового- оканье, низового - уканье (ср.: верх. - орпа - "ячмень", низ. - урпа). Язык чувашей впитал в себя немало лексических заимствований. Литературный язык оформился на основе низового диалекта.
[наверх]


Марийцы
Из финно-угорских народов в Башкортостане проживают марийцы (105,8 тыс.), мордва (31,9 тыс.), удмурты (23,7 тыс.), эстонцы (447 чел.), коми (230 чел.), финны (89 чел.), коми-пермяки (84 чел.), карелы (81 чел.), венгры (62 чел.).
Как видно, самый крупный из них - марийцы (прежнее название - черемисы). Общая численность марийцев в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 105 тысяч 829 человек. Принято считать, что миграция марийцев на восток (в Прикамье, Приуралье и т. д.) началась после падения Казанского ханства и присоединения Среднего Поволжья к России - во второй половине XVI в. Переселенцы расселялись в основном на севере и северо-западе Башкирии. Самая большая часть марийцев в настоящее время компактно живет в Мишкинском - более 19,8 тыс. (69,3% населения района) и Калтасинском- 13 тыс. (47,0%) районах. Марийские поселения имеются также в Бирском, Дюртюлинском, Красно-камском, Балтачевском, Бураевском, Караидельском, Нуримановском, Шаранском и других районах. Свыше 11,4 тыс. марийского населения на территории Нефтекамского городского совета.

Марийский язык принадлежит к волжской группе финно-угорских языков. В его лексике немало иранизмов, тюркизмов (особенно из чувашского и татарского языков).
[наверх]


Мордва
В 1920 г. в Башкирской АССР (в границах тех лет) проживало 22,6 тыс., в Уфимской губернии - 29,4 тыс. мордвы. Следующая перепись населения проводилась в 1926 г., уже после слияния Малой Башкирии с Уфимской губернией, и она учла в БАССР 49,8 тыс. мордвы. В 1989 г. в республике насчитывалось 32 тыс. мордвы. Общая численность мордвы в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 26 тысяч 20 человек. Мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши. Этнонимами "эрзя" и "мокша" мордва пользуется обычно при общении между собой, при межнациональных контактах больше распространены названия "мордва", "мордвин", "мордовка". В нашей республике представлена, главным образом, эрзя. Религия православная. Мордва-эрзя соблюдает многие дохристианские обычаи и обряды, в частности мордовские озксы (моляны). В целом мордва относится к европеоидной большой расе, хотя часть мордвы-мокши впитала в себя монголоидные примеси. Современный мокшанский и эрзянский языки относятся к финно-угорским языкам.
[наверх]


Молдаване
В этногенезе Молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности волохов - общих предков всех восточнороманских народов - и складывание молдавской народности. Волохи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с 6 века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с 12 века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия расселившихся там волохов и восточных славян. Территория расселения Молдаван в 14 веке вошла в состав Молдавского княжества; в его пределах завершилось в 14 веке формирование молдавской народности. В 17 веке начал создаваться молдавский литературный язык. В 16 веке Молдавия попала под власть Османской империи. В конце 18 века левобережье Днестра, позднее (в 1812) земли между реками Прут и Днестр (Бессарабия) были отвоёваны у Турции и присоединены к России.

В Бессарабии развивались капиталистические отношения, появилась национальная интеллигенция. В начале 20 в. сложилась самостоятельная молдавская нация. В конце 19 - начале 20 века среди Молдаван, населявших в России Бессарабскую, частично Подольскую и Херсонскую губернии, происходила дальнейшая консолидация. В 1918 Бессарабия была присоединена к Румынии. В левобережных районах Днестра, населённых Молдаванами, 2 августа 1940 Верховный Совет СССР принял закон Об образовании Молдавской ССР. В 1940 после включения Бессарабии в СССР на части территории Молдавской АССР и большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, с 1991 Республика Молдова. Вероисповедание молдаван - православие. Достоверных сведений о начале переселения молдаван в Башкирию нет. Общая численность молдаван в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 1069 человек.
[наверх]


Удмурты
Из других финно-угорских народов в Башкортостане живут удмурты (прежние названия - вотяки, ары, арские люди). В 1989 г. их было более 23,6 тыс. человек, из них немногим более 6 тыс. в городской, 17.5 тыс. - сельской местности. Общая численность удмуртов в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 22 тысячи 625 человек. Переселение удмуртов в Башкирию началось так же в XVI в. и продолжалось с нарастанием до конца прошлого столетия. В XIX в. приток их усилился. Миграция в башкирский край была вызвана сокращением у себя свободных земель, усилением социального гнета и протестом против навязывания чуждой им христианской религии. На новых землях их соседями стали разноязычные народы, но численно преобладали тюркоязычные башкиры и татары.

Удмурты подразделяются на северных и южных, различающихся между собой особенностями материальной культуры и языка. В культурном и языковом отношении от основной части удмуртов несколько отличается их этнографическая группа - бесермяне, которых считают потомками волжско-камских болгар.

Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорских языков и близок к языкам коми. В нем четыре наречия: северное, южное, периферийно-южное, бесермянское. Современный удмуртский литературный язык выработан на их основе.
[наверх]


Другие народы
Из восточно-славянских народов в республике представлены украинцы - около 75 тыс. и белорусы - более 17 тыс. человек. Украинские переселенцы - выходцы, в основном, из Киевской, Подольской, Черниговской и Полтавской губерний. Наиболее компактно они расселены а южно" и центральной зонах края.

Из других народов в Башкортостане проживают: немцы (более 11 тыс.), грузины (более 8 тыс.), евреи (4,8 тыс.), казахи (3,5 тыс.), азербайджанцы (2,4 тыс.), узбеки (2,3 тыс.), армяне (2,3 тыс.), латыши (около 2 тыс.), греки (1083 чел.), молдоване (945 чел.), поляки (757 чел.), таджики (735 чел.), цыгане (650 чел.), болгары (509 чел.).

В составе населения республики представлены также эстонцы, туркмены, литовцы, киргизы, осетины, корейцы, коми, лезгины, аварцы, даргинцы, финны, коми-пермяки, карелы, буряты, ингуши, кумыки, венгры, калмыки, гагаузы - 43 национальности с численностью до 51 человека. Из других народов по итогам всероссийской переписи 2002 года в Башкортостане проживает украинцы - 55 тысяч 249 человек, белорусы - 17 тысяч 117 человек, армяне - 8 тысяч 784 человека, немцы - 8 тысяч 250 человек, узбеки - 5 тысяч 145 человек, азербайджанцы - 5 тысяч 26 человек, казахи - 4 тысячи 92 человека, таджики - 2939 человек, евреи - 2367 человек, латыши - 1508 человек, грузины - 1341, вьетнамцы - 1204 человека, чеченцы - 1195, греки - 1038, корейцы - 722 человека, туркмены - 701 человек, цыгане - 684, поляки - 660 человек и езиды - 577 человек. Единичных представителей других национальных групп в общей сложности оказалось 5 тысяч 792 человека. И 4 тысячи 366 человек не стали указывать в переписных анкетах свою национальную принадлежность.
[наверх]


*Пользуясь термином "коренная национальность", "коренное население", авторы придерживаются определения, принятого Организацией Объединенных Наций и включающего четыре основных элемента: предсуществование (т. е. рассматриваемые жители являются потомкам людей, населявших какую-либо область до прибытия другого поселения); недоминирующее положение; культурные отличия и сознание принадлежности к коренному населению. Небашкирское население Башкирии, как это будет показано дальше,-переселенцы в башкирский край после его присоединения к Русскому государству.

Ссылки по теме:
Башкиры - на сайте находится информация об истории башкир.
очерк Н.В.Бикбулатова "Башкиры" - на сайте вы найдете: антропологическая характеристика этнополитическая история в Х - XX вв., хозяйство, материальная культура и много другое.
история, быт, народное творчество башкир -на сайте вы найдете всё о жилище башкир, одежда, украшения, ковры и др.
Республика Чувашия- культура быта чувашей

Литература:
1. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа, изд-во:"Башкирская энциклопедия", 1996г.
2. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.
3. Дальневосточный геологический институт - http://www.fegi.ru
4. Русская цивилизация - http://www.rustrana.ru
5. Народы России - http://www.narodru.ru




На правах рекламы:



Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа