Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.

Башкирские народные сказки

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.


Главная  //  Творчество  //  Башкирские народные сказки



У любого народа есть свои предания, легенды и сказки. Вот некоторые башкирские народные сказки:

Мудрая девушка
Мудрый старик и глупый царь
Сапожник и царь
Ирендык
Золотая капля
Сказ о курае

Мудрая девушка
Жил некогда на свете царь. Однажды начался в его стране страшный голод, стали повсюду умирать люди. Собрал царь своих приближенных и визирей да и говорит:
-Ну, говорите, как спастись от этой напасти? Может быть, уничтожить часть людей, чтобы остальные не умерли от голода?
сказки
Долго ломали голову придворные: кого предать смерти - и молодых, и старых или только тех. кому перевалило за шестьдесят? Пришли к решению, что лучше всего обезглавить стариков. Но какой предлог для этого найти?
Один говорит:
- Давайте мы пригласим сюда всех стариков и зададим им два вопроса. Сколько бы они не ломали голову, вряд ли смогут ответить.
- Какие же это вопросы? - спрашивает царь.
- Первый: что на свете дороже и милее всего? Второй вопрос: что на свете мягче всего?
И все согласились с таким предложением.
Вот собрали всех стариков и задали им эти вопросы. Никто из них не смог на них ответить. Тогда царь им сказал:
- Даем вам три дня. Если не найдете правильный ответ, всех вас ждет смерть.
Пригорюнились старики и отправились домой.
Был среди них бедняк из бедняков - старик по имени Кэмэс. Как и другие, вернулся он к себе домой с убитым видом. Спрашивает у него дочь:
- Что случилось, отец? На тебе лица нет.
Рассказал ей отец, в чем дело. Девушка ему и говорит:
- Есть из-за чего печалиться. На свете нет никого милее и дороже своего ребенка. А самое мягкое - это ладонь, так и скажи царю. Обрадовался старик, снова отправился к царю. Оказалось, другие старики тоже пришли сюда, полагая, что им все равно не избежать смерти.
- Ну, кто из вас ответит на наши вопросы?
- Я отвечу. - говорит старик Кэмэс. - Самое милое и дорогое существо на свете - дитя. Самое мягкое - ладонь.
Обернулся царь к своим людям, а те головой кивают: мол, правильно говорит старик. Обрадовались собравшиеся старики, горячо поблагодарили они Кэмэса и отправились по домам.
Царь пригласил к себе старика Кэмэса и спрашивает у него:
- Почему ты не ответил на мои вопросы сразу? Кто научил тебя таким ответам?
- Дочь меня научила, - говорит старик.
- Если дочка у тебя такая мудрая, пусть сошьет мне рубашку из трех нитей. - И он дал старику три нитки.
Сильно опечаленный старик воротился домой, потому что царь пригрозил ему снести голову, если дочь не выполнит его требования.
Узнав, в чем дело, засмеялась девушка:
- Из-за пустяка горюешь, - сказала она. - Вот я даю тебе три лучинки, пусть царь изготовит из них челнок, чесалку для льна да катушку для веретена. Когда он это сделает, я сошью царю рубашку из трех ниток.
Пошел старик к царю и передал ему то, что велела дочь.
- Как можно из трех лучинок изготовить челнок, чесалку да еще катушку? - воскликнул с возмущением царь, а потом рассмеялся и говорит: - А дочь твоя и впрямь умна. Приведи ее сюда, я возьму ее в жены.
Привели во дворец дочь старика Кэмэса. Спрашивает ее царь:
- Ну, умница-разумница, согласна ли стать женой царя?
- Разве можно пойти против воли самого царя? - спрашивает девушка. - Только я-то ведь дочка бедняка.
- Не беда, - отвечает царь. - Я возьму тебя в жены, но без меня ты не давай никаких распоряжений от моего имени. Если не послушаешься меня, я верну тебя отцу твоему, бедняку из бедняков.
С той поры стали они жить вместе.
Однажды царь уехал в чужие края. В это время на мельницу приехали два крестьянина - один на лошади, другой на верблюде.
В то же время ожеребилась местная кобыла, а жеребенок возьми да и пристань к верблюду. Хозяин жеребенка стал требовать:
- Отдай жеребенка, он мой!
А Хозяин верблюда ему отвечает:
- Если бы он был твой, то не пристал бы к моему верблюду!
Повздорили они сильно и, так ничего и не решив, пришли к царице, потому что мужа ее в это время во дворце не было. Молодая хозяйка сказала владельцу:
- Оказывается, ты хороший человек. Оставайся здесь, тебе выделят отдельный дом. Рожай нам каждый день по мальчику.
Удивился владелец:
- Как это я буду рожать мальчика, если я мужчина?
- В таком случае, как же твой верблюд мог ожеребиться?
Подумал, подумал хозяин верблюда и вернул жеребенка его истинному владельцу.
Через некоторое время вернулся царь. Жена подробно рассказала ему о том случае.
- Ты не сдержала моего слова, я с тобой вынужден развестись, - сказал царь.
- Что ж, твоя воля, - ответила царица. - Мы прожили с тобой немало лет, - продолжала она. - и нам нелегко будет расстаться. Давай на прощанье напьемся допьяна - все будет легче разойтись.
Согласился царь. Сели они за стол, стали пить. Царица накрылась пуховой шалью; пьет первая, а затем отдает чашу мужу. Скоро он перестал за ней следить и что-нибудь замечать, потому что захмелел. Она же делает вид. что пьет до дна, а сама потихоньку выливает напиток на свою шаль. Царю же кажется, что она пьет, и, чтобы не отстать от нее, он старается вовсю. В конце концов он захмелел окончательно.
- Свяжите царя и положите на повозку! -велела царица своим слугам. Те так и поступили - связали царя и положили на повозку. Царица повезла его в свою землянку.
Вот очнулся царь, огляделся по сторонам и видит, что находится в какой-то смрадной землянке.
- Где я? - спрашивает. - Почему вы меня привезли сюда? Жена ему отвечает:
- Ты мне сказал: забирай с собой домой все. что захочешь. О, мой царь! Мне не надобно ничего, кроме тебя. Вот поэтому я и привезла тебя к себе.
- Я вижу, тебя невозможно перехитрить. - сказал царь, усмехаясь. - Уж очень ты умная. Вернемся лучше к себе во дворец.
И воротились они в царские покои, и стали там жить в мире и согласии.
[наверх]


Мудрый старик и глупый царь
Много-много лет тому назад жил в одном городе молодой царь. Он очень не любил стариков, потому и отдал приказ перебить в своем царстве всех старых людей. Только один джигит сумел снасти своего отца, спрятав его в подземелье.
Прошло какое-то время, и царь соседней страны потел на этого с войной. Молодой царь стал набирать войско. Призвали и того джигита, что спрятал в подземелье своего отца. Перед отъездом сын пришел с ним проститься. Тот сказал, напутствуя его в дорогу:

- Сынок, вы уйдете отсюда очень далеко. И будет вам там очень тяжело: вы вконец устанете, начнете голодать, зарежете и съедите всех своих лошадей. Даже коня своего военачальника не оставите в живых. Потому, хотите вы или не хотите, вынуждены будете вернуться назад. Из-за отсутствия лошадей воины побросают все свои вещи и снаряжение. Тебе будет очень тяжело, но все же ты не бросай седло и уздечку - носи с собой. Вамм встретится серый конь неописуемой красоты. К тем, у кого нет ни седла, ни уздечки, он даже не приблизится, а перед тобой остановится и склонит голову. Ты оседлай того коня, накинь на него уздечку и подведи к предводителю войска. После этого ты станешь его ближайшим другом. Ладно, теперь иди и прощай, сынок!

Все произошло именно так, как и предсказывал старик. В походе кончилась у войска еда, и потому воины перерезали своих лошадей. В конце концов, съели и лошадь своего полководца и, когда уже больше некого было резать, повернули обратно. При этом побросали все, что было у них на руках. И только джигит, памятуя слова отца, не бросал седло и уздечку.

На обратном пути повстречался им серый конь неописуемой красоты. Все бросились его ловить, но тот был неуловим, и только увидев человека с седлом и уздечкой, подошел к нему и склонил голову. Джигит возложил на коня седло, накинул на голову его уздечку и подвел к предводителю войска. С тех пор он стал его ближайшим другом.

Однажды царь решил поехать со своим войском к морю и там поразвлечься. Стоявший на высоком берегу царь увидел на дне моря какой-то дивно светящийся предмет. Он повелел своим подчиненным вынести его из моря на берег. Многие устремились по его приказу на дно моря, но никто из них не выплыл обратно. Приближался черед джигита, и он помчался домой, чтобы посоветоваться с отцом. Быстренько спустился он в подземелье, где находился его отец, и рассказал ему о случившемся на берегу моря. Старик ему и говорит:

- Сынок, на берегу того моря растет старое дерево, на верхушке его - птичье гнездо, а в том гнезде находится алмаз: он-то и отражается на дне моря. А с берега отражение принимают за драгоценный камень. Когда придет твой черед прыгать в море, ты обратись к царю с такими словами: "О, мой батша! Настал мой черед прыгать в море, и я вряд ли вынырну обратно. Дозволь напоследок забраться на это дерево и взглянуть в сторону моей родины!" Он тебе разрешит это сделать. Ты возьми из гнезда тот дивный алмаз, а дальше мой сын должен сам решить, как поступить.
- Хорошо, я буду знать, что мне делать. - сказал сын и отправился на берег моря. А там как раз пришла его очередь прыгать в воду. Обратился он к царю:
- Мой царь! Видно, и мне придется сложить голову на дне моря. Разреши мне забраться на верхушку этого дерева и последний раз взглянуть на свой город!
Царь дал ему свое разрешение. Забрался джигит на дерево, взял из гнезда алмаз и спустился вниз. После этого он сказал царю:
- О царь, взгляни на морское дно: если ты увидишь там все тот же сверкающий предмет, я готов прыгать.
Смотрит царь - нет на дне моря ничего блестящего. Долго вглядывался он, но так ничего там и не обнаружил.
- Почему же теперь там ничего не блестит? - спрашивает царь.
- Потому что то, что блестело, вот оно, в моей руке. Я снял его с этого дерева, - ответил джигит и показал великолепный алмаз. И он поведал тайну сверкающего на дне моря предмета.
- Как ты до этого дошел? - спрашивает царь. - Во время похода подарил полководцу моему отменного коня, теперь даришь мне такой чудесный камень.
- Эх, мой царь! - отвечает джигит. - И сказать тебе страшно, и не сказать нельзя. Что ж, признаюсь, чего бы мне это не стоило… Когда ты повелел убить всех стариков в своей стране, я спрятал своего старого отца в подземелье. С тех пор я делаю все по его советам. О царь, если бы ты велел не убивать, а сохранять стариков, они могли бы дать столько бесценных советов!
Задумался молодой царь, а потом велел вывести отца джигита из его подземелья, привести его к себе и воздал ему большие почести. С тех пор он приказал относиться к старым людям с великим уважением.
[наверх]


Сапожник и царь
В отдаленные от нас времена некий царь, решив узнать, как живет его народ, чем питается и про что ведет разговоры, переоделся в простую одежду и пошел бродить по своей столице. Он заглядывал в каждый дом, а потом оказался на краю города в доме сапожника. У того сапожника была больная жена и трое детей. И жил он так бедно, что беднее некуда. То, что сапожник зарабатывал на улице, прочиняя сапоги прохожих. подбивая им подошвы да каблуки и нашивая заплатки, не хватало даже на еду. Тем не менее, сапожник не тужил, жил с шутками да прибаутками, весело и беззаботно.
Удивился царь и говорит сапожнику:
- В доме твоем нет добра и на один сапог, дети ходят в рваной одежде; все, что ты зарабатываешь за день, не хватает даже на пищу, а ты веселишься, будто самый счастливый человек на свете. Что же ты за неунывающая душа?
Сапожник на это отвечает:
- Если бы от моих горестных ахов, охов да сетований в дом мой прибывали хлеб и одежда, я бы вовеки веков не сидел за латанием чьих-то сапог!
Ответ сапожника не понравился царю. "Лукавит! -подумал он о сапожнике. - Наверняка починка сапог такое веселое дело, иначе он не жил бы еще веселее меня".
На другой день он запретил всякое сапожное дело в городе.
Вечером царь опять отправился к тому сапожнику. А тот вместе со своими домочадцами знай себе веселится, шутки отпускает направо и налево, с хохоту чуть не давится, ведет себя так, словно страшно доволен своей жизнью.
- Я вижу, ты и сегодня очень весел, - говорит ему царь. - Или радость у тебя какая?
- Какая там радость, - отвечает сапожник, то ли ведая, то ли не ведая, кто перед ним стоит. - А вот заботу царя о нашем брате следует отметить.
- Разве запретить человеку работать - это забота о нем? - удивился царь. - Что вы теперь-то будете есть?
- Что вы! Наверное, царь остановил наше ремесло лишь на день-другой. В городе нашем развелось сапожников - не стало хватать на всех работы. А когда не хватает работы, то и с заработками плохо. Видно, царь об этом и позаботился.
А тот все продолжает допытываться:
- Это ты. что ли, так думаешь, что сапожники возобновят свою работу через день-другой?
- Для этого много ума не надобно - были бы ноги. У каждого имеются ноги, а если есть ноги - имеются сапоги или туфли. Как бы аккуратно их не носить, они все равно ветшают и дырявятся. А кто их починит, кроме сапожника? Пока есть голова - будут шапкошвеи, пока сапоги - сапожники.
Ничего не мог возразить на это царь, так и ушел домой, недовольный собою.
На другой день он издал приказ: пусть все сапожники возобновят свою работу! А того веселого сапожника веел поставить стражником у своих дверей, чтобы не жил с таким настроением, которого лишен сам царь. С утренних до вечерних сумерек торчал сапожник у царских дверей и возвращался домой, едва держась на ногах от усталости. Жена и дети сапожника целый день ждали его, надеясь, что он вернется не с пустыми руками. И он действительно вернулся не с пустыми руками: по дороге продал ювелиру серебряную саблю стражника и на вырученные деньги купил на всю неделю еды для семьи.
Обрадовались домочадцы, веселье, шутки и смех начались в доме сапожика, как обычно. И в это время к ним и вошел царь. Сапожник как раз мастерил саблю из дерева, напевая что-то себе под нос.
- По-моему, ты сегодня еще веселее, чем вчера, - мрачно изрек царь. - На столе у тебя прямо-таки праздничные угощения.
Сапожник дострогал свою саблю, вогнал ее в ножны и сказал, то ли ведая, то не ведая, что перед ним находится сам царь:
- Так ведь все эти яства достались мне благодаря заботам царя. Он поставил меня стражником у своих дверей. Сегодня я продал ювелиру серебряную саблю, которую он мне выдал, и накупил детям еду. Оказывается, саблей можно и снести голову, и добыть на пропитание.
Парь не нашелся, что ответить сапожнику и отправился к себе во дворец.
Всю ночь не спал он в своей опочивальне, размышляя над тем. как отомстить веселому сапожнику, как опозорить его перед людьми. Но так ничего и не смог придумать. А подсказка пришла сама собой.
Утром к царю явился известный в городе купец. Когда он миновал стражника у дверей, то вдруг обнаружил, что из кармана исчезло сто рублей. Купец пожаловался царю. Разъяренный царь велел привести к себе стражника.
- Я ни в чем не виноват. - отвечал стражник. - Мне велено стоять столбом, когда мимо проходят почтенные граждане города, вот я и стоял так. когда этот господин проходпл мимо меня.
- Деньги купца взял ты! - оборвал его царь. - Если сейчас не возвратишь их купцу, я велю снести тебе голову. - И потом приказал привести другого стражника, сменщика первого.
При "ели другого стражника, а им оказался тот самый веселый сапожник.
- Сейчас же при мне снеси голову этому вору! - приказал ему царь. Он знал, что у стражника-сапожника сабля деревянная и желал его уличить в этом, а потом казнить его самого.
Сапожник вытащил саблю из ножей, трижды покрутил ею вокруг головы и воскликнул:
- Если этот стражник действительно стащил у купца деньги, мой булатный меч снесет ему голову. Если же пет. - он превратится в дерево! - С теми словами он ударил стражника по шее, но голова стражника осталась на плечах.
Сапожник показал саблю царю и купцу:
- Смотрите, булатный меч превратился в деревянный, значит, этот страж-пик не виноват. Теперь разрешите эту деревянную саблю вновь превратить в булатную.
- А как ты это сделаешь? - спросил его царь.
- Я вижу, что у этого купца никто денег не крал. Просто он решил опорочить невинного человека... - начал было сапожник, но купец его прервал:
- Ложь! Смотришь в глаза и врешь!
- Не кричите, мой господин. - спокойно сказал ему сапожник. - Сейчас мы все проверим: если вы правы, при ударе эта сабля так и останется деревянной. Если же неправы, она обратится в булатную и снесет вашу голову. Я жду согласия моего царя.
И тут купец свалился перед царем на колени, обхватил руками его ноги и стал молить:
- О. мой царь! Пожалуйста, не позволяй сабле превратиться в булатную!
Растерянный царь долго не знал, что сказать, потом бросил купцу:
- Ладно, пусть будет по-твоему. Но только попросишь прощения у обоих стражников, исполнишь любое их требование!
После этого царь велел выдать стражнику, что стоял на карауле всего два дня. годовое жалование, одел его с ног до головы, выдал еды на целый год и отправил домой. Он хотел взять его к себе главным визирем, но потом передумал, ибо такой умный человек неровен час сам сядет вместо него на царский трон, и не стал приглашать его в визири.
[наверх]


Ирендык
В старину среди Уральских гор в небольшом ауле проживали старик со старухой. И не было никого беднее их. Кроме полуразвалившегося очага посередине двора, одной деревянной чашки с тремя ложками да одной поварешки, не было у них ничего.
Старик умер от голода и старости, и осталась старуха вместе с сыном-подростком Умырзаком одна-одинешенька на всем белом.
Однажды сказала старуха своему сыну:
- Что пользы здесь жить, невесть от кого охраняя эту развалюху-очаг? Иди, сынок, к людям, постарайся хотя бы одежку на себе справить да домой малость еду принести.
И подался Умырзак в чужие края.
Прошел он почти вдоль всего Урала, но нигде не нашел подходящей для себя работы. В конце концов, нанялся батраком к какому-то баю. Три дня прошло, пять дней прошло, а там и вся неделя, а бай все не заставляет его работать, делать что-нибудь. "Удивительный господин", - думает про себя Умырзак.
Не выдержал он, по истечении недели подходит к баю и говорит ему:
- Безделье мне надоело, дядя бай. Не будет ли какой работы?
- Будет, - отвечает бай.
И он велел Умырзаку пойти к стаду, зарезать там бурого телка и принести его шкуру. Умырзак в точности исполнил его приказание. Тогда бай велел пойти и принести три больших мешка из крапивы.
Исполнил джигит и это его приказание. Тогда они сели в телегу, взяли с собой ту шкурку бурого телка и три мешка из крапивы и поехали в горы.
У склона горы по названию Каятау бай велел остановить лошадь и разложить шкуру на земле. После этого он приказал Умырзаку завернуться в шкуру и лечь, подобрав ноги. Ничего не понимая, джигит исполнил и это его приказание. Тогда бай обвязал завернутого в шкуру Умырзака длинными ремешками, сам же отошел в сторону и стал наблюдать, что произойдет.
Прошло немного времени, вдруг появились два огромных беркута, вонзили свои когти в шкуру телка и унесли свою ношу на вершину горы Каятау. Там они стали рвать шкуру своими могучими когтями, клевать крепкими клювами, пока не разодрали ее в клочья. Увидев завернутого в шкуру человека, птицы испугались и улетели, захватив с собой шкуру.
Умырзак поднялся на ноги, кинул взгляд по сторонам и увидел бесконечную гряду гор, среди которых он был единственным живым существом.
Тогда крикнул ему снизу бай, следивший за ним все это время:
- Что ты там стал столбом? Бросай вниз драгоценные камни и золотые слитки, что валяются под твоими ногами!
Осмотрелся Умырзак и видит: действительно, лежат вокруг него слитки золота и серебра, всякие разные драгоценные камни. Стал он бросать те слитки да камни вниз, а бай ловит да накладывает в мешки из крапивы. Когда тот набил второй мешок, пришла в голову Умырзака нежданная мысль, от которой он весь похолодел: "Бросать-то золото я бросаю, а как потом буду отсюда спускаться?"
- Эй, дядя бай! А как я отсюда буду спускаться? - крикнул он со своей скалы.
Бай ему отвечает:
- Ты знай себе бросай вниз драгоценности! Когда я наполню третий мешок, скажу тебе, как и откуда следует оттуда спускаться вниз.
Поверил ему Умырзак, снова стал бросать вниз драгоценности, пока не наполнился и третий мешок. Завязав все три мешка тугим узлом, бай поехал обратно, бросив на ходу Умырзаку:
- Я тебя семь дней не занимал никакой работой. Эти камни будут мне за эти самые семь дней. А теперь тебе придется остаться там навсегда. Оглянись по сторонам и ты увидишь, что там валяются кости таких же бедолаг, как и ты!
Огляделся Умырзак по сторонам и видит: и впрямь вокруг валяется множество костей человеческих. Оказывается, коварный бай заставлял проделывать такое многих других своих слуг и батраков, а потом покидал их на произвол судьбы.
Заметался Умырзак в поисках обратной дороги, но таковой нигде не было: черные, отвесно повисшие камни обрывались вниз и спуститься по ним было невозможно. Недаром же ту гору называли Каятау ("Гора-скала").
Три дня и три ночи без еды и воды провел Умырзак на вершине той горы. Вдруг снова появились те самые беркуты, неся с собой волка. Они мгновенно растерзали свою жертву и стали ее пожирать. Вот тогда Умырзака и осенило: он вынул из кармана ножичек и бросился на хищных птиц. Те в испуге улетели, а Умырзак быстренько освежевал волка, выковырял ему глаза, а сам забрался под шкуру, аккуратно в нее завернувшись.
Вскоре птицы вернулись обратно. Увидев, что человека на скале нет, стали вновь терзать волчью шкуру. Тогда Умырзак осторожно высунул руку из-под шкуры и крепко ухватился за ноги беркутов - в каждой ладони по одной ноге обоих беркутов. Те издали испуганный клекот и взлетели на воздух. Но Умырзак не выпустил их ног, летел вместе с ними. Поняв, что от ухватившегося за них человека ни за что не избавиться, птицы вынуждены были опуститься на одно возвышенное место, и тогда Умырзак разжал свои руки. В страхе беркуты тут же улетели неведомо куда, а ошалевший от радости Умырзак закричал что есть мочи: "Ну теперь мы научены - урендык!" С тех самых пор эти горы стали называть Ирендык1.(Ирендык - гряда гор на юго-востоке Башкирии)
Умырзак перевалил через горы Ирендык и снова пошел по аулам в поисках работы. И вдруг ему снова встречается все тот же бай.
- Дядя бай, не возьмешь ли меня к себе слугой или пастухом? - обратился он к богачу.
Бай пригляделся к Умырзаку, но так его и не узнал. Что ни говори, а за это время Умырзак сильно оброс бородой; к тому же, бай и предположить не мог, чтобы тот джигит мог каким-то образом спастись и остаться в живых. Разве были такие, что спаслись до него!
- Мне нужен расторопный слуга, - сказал бай и повел Умырзака в свои места. Три дня прошло, пять миновало, а там и вся неделя пролетела без дела, пришел Умырзак к баю и говорит:
- Надоело бездельничать, дядя бай, дай мне какую-нибудь работу!
- Будет тебе работа, - отвечает бай. И велел Умырзаку сходить к стаду, отобрать там и освежевать телка и принести его шкуру. Когда Умырзак исполнил его требование, бай велел найти три мешка из крапивы. Когда и это задание было выполнено, он приказал запрячь лошадь, положить на телегу шкуру телка и три мешка из крапивы, после чего они отправились в сторону гор.
Когда подъехали к подножью горы Каятау, бай велел расстелить шкуру телка на землю и завернуться джигиту в ту шкуру.
- Не понимаю, что надо делать, - сказал Умырзак. - Может быть, ты вначале покажешь, дядя бай?
- Что тут непонятного? - рассердился бай. - Вот как надо это делать! - И он лег на шкуру, завернувшись ею со всех сторон. А Умырзаку только того и надо было - он моментально скрутил бая крепкими веревками, а сам отошел в сторонку и стал наблюдать, что произойдет.
- Эй, что ты делаешь, сынок? Выпусти меня из шкуры! - жалобно закричал бай. Но Умырзак только посмеивался в усы. А потом прилетели два могучих орла, подняли бая, завернутого и шкуру телка, и унесли на вершину горы Каятау. Там они разодрали шкуру и увидев внутри человека, испугались и улетели прочь. Увидев, что бай поднялся на ноги. Умырзак закричал снизу:
- Эй, бай! Что ты там смотришь? Бросай вниз слитки золота и серебра да драгоценные камни! Работай так же быстро, как и я. Только тут догадался бай, что это был за человек.
- Умырзак, дорогой сыночек! Скажи, как ты сумел отсюда сойти? Научи меня, пожалуйста!
- Не разговаривай там много, бросай сюда сокровища! Когда наполню все три мешка, научу тебя, как оттуда сойти вниз, - ответил ему Умырзак.
Бай стал бросать ему сверху золото и серебро, драгоценные камни, которым цены нет, а Умырзак заполнял ими мешки. Когда все три мешка были заполнены доверху, Умырзак взвалил их на телегу, крепко их завязал и крикнул, глядя в сторону бая:
- Эй, бай! Посмотри внимательнее по сторонам: там лежат жертвы твоего злодейства - кости погубленных тобою людей. Ты у них и спроси, как спуститься с той горы!
Сказав это, он сел на телегу и поехал в свой аул к матери.
Сколько не кричал бай, сколько не надрывал горло и не слал проклятий, никто не слышал его голоса. И только на гребне той же горы сидели два беркута, ожидая, когда бай вконец обессилет и свалится на том месте, где стоит.
[наверх]


Золотая капля
В старину проживал на свете старик по имени Янхыра. Он имел большие стада скота, кочевал в семи местах сразу и зимовал на пяти зимовках. Старательный человек был этот самый Янхыра, трудился днем и ночью, и потому жил в полном благополучии.
Однако пришел час - не стало Янхыры. И остался от него сын Ялбыр - вздорный хвастунишка, много ел, еще больше спал, а работать не любил и не умел. Получив от отца все его наследство, стал себе Ялбыр жить в свое удовольствие. Говорят, каждый день приглашал гостей, велел приводить к нему в дом лучших кураистов, певцов и танцоров. Словом, всяк, умеющий петь, плясать и веселиться, был у Ялбыра своим человеком в доме. И развелось у него множество друзей, каждый почем зря нахваливал щедрого хозяина-мота. Тем больше пыжился Ялбыр, надувался, как индюк. За одно хвалебное слово отдавал коня, за хвалебную песню - двух лошадей не жалел.
В конце концов, остался у Ялбыра один единственный конь и одна корова. А он все в ус не дует, не работает и много ест. А больше всего - спит.
Приходили к нему почтенные старцы рода, желали его вразумить, к делу какому-нибудь приобщить. А он и ухом не ведет, живет себе, как жил, в полное свое удовольствие.
- Братишка Ялбыр, бережнее обходись со скотиной, - говорили ему, - не ровен час без ничего останешься.
- Ну и что, если без ничего? - отвечал он, не раздумывая.
- Имей в виду, - говорили ему старики. - Добыть заново скотину тебе будет очень и очень тяжело.
А хвастунишка знай свое твердит:
- Эхе, разве скотина может перевестись? Каждый год кобыла жеребится; что ни весна корова приносит приплод. Почему же скотина должна перевестись?
Махнули на него рукой старики - бездельник есть бездельник, что с него возьмешь? - и продолжал тот жить, как и жил, не думая о последствиях.
Немного времени миновало, и остался однажды хвастун гол как сокол. Нет у него скотины, а раз нет скотины, то нет рядом и друзей-приятелей. Что теперь делать? Сел он на своего единственного коня и поехал по стране.
Едет он, едет, и выезжает однажды на то место, где табун сбился в одну кучу. У Ялбыра глаза на лоб полезли:
- Хэй, говорят, трудно добыть скотину, а она - вот где собралась! Хотел он угнать табун к своему дому, да невесть откуда появился седобородый старик с длинной плетью в руке.
- Здравствуй, дедушка, - сказал Ялбыр старцу. - Это чей табун?
- Это табун такого-то бая.
- А сам ты кто будешь?
- Я тот, кто льет пот. Удивился Ялбыр.
- А что такое - пот? Теперь уже удивился старик:
- Пот? Пот - это самое большое богатство в мире. Одна его капля стоит тысячи кусков золота.
Заинтересовался Ялбыр словами старика.
- А богатство это кончается?
Старик отвечает:
- Если пот на тебе не будет просыхать, то и богатство не переведется. Пот - это источник богатства.
Услышав такое, обрадовался Ялбыр. Вернулся он домой, облачился в несколько одежек и сел пить чай. Пот градом с него катит, а джигит тем больше на чай налегает, изредка отирая лицо полотенцем. Пока выпил самовар чая, выжал целую чашку пота. Потом он подсчитал, сколько капель пота набралось в той чашке, и стал ждать, когда они превратятся в золото. Весь день прождал, а перед тем как лечь спать, поглядел еще разок - нет ни золота, ни прочего богатства - пот и пот, похожий на обыкновенную водицу. Удивляется парень, пробует пот на вкус - обычная соленая вода!
- Проклятый старик, надул меня! - закричал в отчаянии Ялбыр и вдребезги разбил чашку о пол.
После этого он махнул рукой на все и зарезал своего последнего коня. Когда вышла и вся конина, у него не осталось ничего - ни кола, ни двора.
Стал он голодать. Что теперь делать? Отправился снова в лес, рассчитывая там найти какую-нибудь пищу. Бродит он, бродит по лесу, только ничего не может там отыскать. Обессиленный, привалился он к какому-то дереву, стал сползать вниз от усталости да слышит вдали стук топора. Поняв, что где-то неподалеку есть живая душа, он ожил, тепло вошло в грудь. Направился Ялбыр в ту сторону, откуда доносился топор. Вышел он на полянку и видит: тот самый старик с седой бородой в поте лица рубит лес.
- Эй, старик! - кричит он ему. - Ты меня бессовестно обманул. Сколько пота я выжал из себя, только ни одна его капля не принесла мне золота и богатства.
- А что ты делал с тем потом? - спрашивает старик.
- Разбил о пол чашку, в которую набрал пот, - отвечает Ялбыр.
- Эх, глупец, глупец! - говорит старик. - Пот надобно проливать по капельке, только тогда он превращается в золото. Возьми топор и свали вот это дерево!
Ялбыр собрал последние силы и принялся рубить дерево. Едва он начал размахивать топором, как капля за каплей стал падать пот с его лба на землю. Смахнул он рукавом те капли и снова принялся бить топором но стволу дерева. Свалив наконец тополь на землю, подошел он к старику. Тот вынул из-за пазухи краюху хлеба и протянул парню:
- Возьми, съешь.
Сжал Ялбыр тот хлеб мокрыми от пота руками и тут же его съел.
- Ну что, вкусен хлеб?
- Очень вкусный!
- Потому и вкусный, что ты пролил свой пот, - говорит старик. Вот это и есть самое дорогое сокровище на свете. Теперь ты понял?
- Понял, дедушка, понял.
- Тогда запомни: каждая капля пота, пролитая на работе, стоит тысячи крупиц золота. Чем старательнее ты будешь трудиться, тем больше пота выбьется из тебя. Тем большим счастьем ты будешь обладать.
С тех пор хвастун и бездельник Ялбыр стал работать в поте лица. И пролитые капли превращались под его руками в богатство, и стал он самым счастливым и благополучным человеком на земле.
[наверх]


Сказ о курае
В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.
В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев.
Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила лопушиную муку на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу.
Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел он на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом.
Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же повели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо.
Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!
Все же он не растерялся - споро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту:
- Ты подожди здесь, - и вышел в другую комнату.
Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: "А ведь я никогда и жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска". И у него сами собой потекли слюни.
- Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки. Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении:
- Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?
- Эта лепешка из лопуха, - ответил джигит. - Мать испекла ее в своем грудном молоке.
Растерялся тут хан, думает: "Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?"
И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью!
Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.
Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.
Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: "На лбу у хана есть рог!", но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги.
Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия.
Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию.
Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, и мелодия стала еще более сильной и напевной.
Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.
Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.
Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.
Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти.
С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.
[наверх]


Литература:
1. Башкирские сказки, Уфа, изд-во "Китап".
Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа