Страстная неделя. История
Последняя, седьмая неделя Великого Поста — Страстная,
Святая, Великая — включает шесть дней; она начинается в понедельник
и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью.
Все дни на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя — Страстной: неделя, когда
Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.
В эти дни перед верующими проходит вся жизнь Христа и все его учение: в Великий
понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу,
иссохшую до корня, как образ человека, погибающего в нераскаянии; в Великий вторник —
притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде и т. д.; в Великую
среду вспоминают о женщине, помазавшей Спасителя миром (греч. — благовонное масло;
состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания); в Великий четверток —
богослужения посвящены Тайной Вечере —последней праздничной трапезе, которую провел
Христос со своими учениками. Иисус сел с двенадцатью учениками за стол и сказал им:
"Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам,
что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". Богослужение
этого дня также посвящено молению Спасителя в саду Гефсиманском, куда после Тайной
Вечери Иисус Христос пришел со своими учениками; вспоминается и взятие Спасителя
стражей, происшедшее вследствие предательства Иуды.
Христос молился... Гефсиманский сад
К Его лицу клонил свои оливы.
А за холмами угасал закат.
И Он подумал: "Боже, как красиво!".
Христос стоял вблизи учеников,
А между ними — горькое молчанье.
А с неба наклонился звездный Ковш,
Как будто мог он вычерпать печаль их.
Он говорил: "Душамоя скорбит смертельно..."
И просил: "Побудьте рядом".
Своих сомнений и своих обид
Он в эту ночь ни от кого не прятал.
И о себе все зная наперед,
В душе своей не ощущал Он страха.
Не содрогнулся, слыша, как идет,
Гремя оружьем, медленная стража.
И Он сказал: "Зачем же на меня
Идете вы с колами и мечами ?
Я не разбойник среди бела дня... "—
Но те хранили гнусное молчанье.
Дорога шла сквозь злобу и сквозь ложь.
Свое страданье выдавал Он взглядом.
И месяц плыл над Гефсиманским садом,
Как занесенный над землею нож.
А. Дементьев. "Гефсиманский сад".
В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа: суд и осуждение, его распятие, страдания и сама смерть на кресте.
В третьем часу дня совершается вечерня, во время которой присутствующие сопереживают крестную смерть Спасителя, снятие тела Христова со креста и погребение его; в Великую субботу (суббота покоя) вспоминают пребывание Спасителя телом во гробе и его сошествие душою в ад. Во время литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из темных траурных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника. Весь день до вечера освящается особая пасхальная снедь: куличи, пасхи, яйца. В двенадцатом часу ночи совершается полуночница, а ровно в полночь, при трезвоне колоколов — крестный ход вокруг храма. Начинается Светлая Заутреня, во время которой собравшиеся почтить Воскресение Христово приветствуют друг друга радостными восклицаниями: "Христос воскре-сс!".
Всю Страстную неделю полагается для
верующих особенно строгий пост (прежде всего, это касается пятницы),
запрет на любые развлечения и праздное времяпровождение, посвящение
себя делам благотворительности и милосердия.
Народные обряды и обычаи Страстной недели
В основном народные обряды и обычаи Страстной недели связаны с Великим
четвергом, но не только. Известно, что во вторник
Страстной недели делали "соченое молоко":
рано поутру, еще до рассвета, сметают
по закромам конопляное и льняное семя,
перемешивают, толкут в ступе и разводят водою.
Домашнюю скотину хорошо поить таким молоком
для убережения от всяких болезней, но и лечение, и приготовление пойла
должны быть совершены ранней зорькою и втайне от мужчин.
Если скотина не пьет молока, значит, быть худу: на нее каким-нибудь злым человеком напущена порча — и на весь ее приплод. В страстную среду скотину обливают на дворе водою, натаянной из снега, собранного по оврагам и посоленного прошлогоднею "четверговой солью". Эта вода предохраняет двор от всякого напуска на весь год.
Великий четверг сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, обрядов.
Страстной четверг в народе называют ч и с т ы м.
В этот день все моют, чистят, убирают, готовят свой дом к празднику. После четверга вплоть до светлого праздника Пасхи мести пол не принято. Все должно быть убрано в четверг. Главное в этот день — умывание, обливание, купание. В старину девушки и юноши ходили на речку ровно в полночь, чтобы умыться или искупаться в холодной воде. Верили, что в полночь этого дня наступает весна и приносит с собой красоту и здоровье. А если купались дома, приносили воду до первого луча солнца и бросали туда золото и серебро — чтобы быть богатым и здоровым.
Обязательным было мытье в бане.
Сугубо великочетверговым делом являлось приготовление "четверговой соли". Обычную
крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда — с квасной гущей.
Можно это сделать в чугунной сковородке. Пережженную соль толкут и просеивают.
По преданию, соль, приготовленная в это время, обладает целебными свойствами и
употребляется в домашнем лечении как лекарство для людей и скота. Эту соль
подавали к столу в Пасху. Одна из самых старых традиций Великого четверга —
заклятие мороза. Из овсяной муки приготавливали ритуальный кисель, часть которого съедали в страстной четверг, часть оставляли на Пасху. На Пасху им разговлялись раньше кулича. Хозяин дома, вынося остатки киселя на улицу или раскрыв окно, произносил: "Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито в поле сберегать, градом не бить, червем не точить и всему бы в поле целу быть".
Множество обрядов Великого четверга связано с желанием очистить дом, двор, огород "от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти". На заре многие проводили окуривание, сжигая можжевельник в избе. Прогоняли через дымящийся можжевельник скотину и перешагивали сами.
Чтобы волосы были густые и длинные, девушки подстригают кончики своих кос. Первый раз советуют подстригать волосы и годовалому ребенку именно в этот день.
Выносили мыло на улицу на ночь, это мыло делало лицо особо чистым и здоровым.
Верили, что печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя.
Считали: "Кто в Великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год".
Была на этот день и такая примета: "Если в Великий четверток холодно, то весна
холодна до седьмой недели; если дождь — мокрая".
Многие обряды Страстной недели выглядят сейчас совсем архаичными, но еще в начале
века они были чрезвычайно распространены в России. На Страстной неделе угощали
водяного. Происходило это так. Рыбаки сбрасывались и покупали старую клячу —
без торгу, за первую спрошенную цену, чтобы показать: для угощения такой важной
особы ничего не жаль!. Трое суток лошадь откармливали коноплей, жмыхом и хлебом.
В последний вечер мазали ей голову соленым медом, а гриву убирали мелкими
красивыми ленточками. Перед самым "угощением" спутывали лошади ноги веревками
и надевали жернов на шею. Наступает полночь. Лошадь ведут к реке. Большое несчастье, если
речной воевода не жалует угощение: лошадь не тонет. Водяной всю зиму лежит на речном
дне и спит глубоким сном. К весне, изрядно проголодавшись, он просыпается и начинает ломать лед и до смерти мучить рыбу назло рыбакам. Но если примет угощение, делается покладистым, сговорчивым, стережет рыбу, гонит ее в невода, переманивает из других рек, спасает рыбаков. Говорят, три дня и три ночи ждет речной владыка угощение на Страстной неделе. Не дождавшись, передушит всю рыбу в реке, а затем покинет ее навеки.
Еще в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на пол; горшок остается опрокинутым на полу в течение всего лета — он предохраняет кур от хищной птицы.
А в глухих костромских деревнях для защиты дома девушка до солнца садилась на помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса, объезжала дом с постройками. Подъехав к окну, обращалась к матери: "Тетка Зина, скотина дома?" — "Дома!". Благословляла. И так —три раза. Может быть, этот забавный обряд заинтересует наших современниц. Незабываемое было бы зрелище!
Бытовали и такие поговорки да приметы. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье. В Великий четверток полнолуние — весной большая вода. В Великий четверток мороз, так и под кустом овес. Коли в чистый четверток горячие свечи донесены от стояния домой, то будет урожай яровой пшеницы. В Великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб был хороший верх (устой, сливки).
Начиная с четверга страстной недели, шла подготовка к празднику Пасхи. Покупали муку, яйца, творог, телятину и другие продукты. Готовили пасхи и куличи, запекали окорок, жарили телятину. Рыбные блюда вообще не готовили. Все должно быть готово к вечеру субботы, когда кулич, пасху и яйца несут святить.