Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана. Традиции, обычаи народов Башкортостана, обряд свадьбы рождение смерть обряды пост рождество

Марийские традиции и обряды

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана. Традиции, обычаи народов Башкортостана, обряд свадьбы рождение смерть обряды пост рождество


Главная  //  Традиции, обряды, обычаи  //  Марийские традиции и обряды  


Свадебные традиции марийцев
Современная свадьба
Традиции общественного устройства марийцев
Праздники и коллективные обряды

Свадебные традиции марийцев
Как и у других финно-угорских народов, у марийцев молодежь общалась до брака, собираясь на игрища и посиделки. Тем не менее, решающее слово в выборе жениха или невесты оставалось за родителями. Возможно поэтому, наряду с браком по сватовству, устойчиво сохранялся обычай похищения невесты (иногда с согласия девушки). Кроме достижения основной цели он давал возможность избежать чрезмерных свадебных расходов.

Во время сватовства, в случае согласия родителей, договаривались о сумме денег, которую жених должен был дать в качестве выкупа (олын), о приданом ( часть которого составлял скот) и о порядке проведения свадьбы. Свадебное торжество складывалось из досвадебного сговора (пунчал), на который приглашались к родителям невесты односельчане; свадебного пира в доме невесты, в котором участвовали родные невесты и приехавшие за невестой родственники жениха; угощения в доме жениха. В целом растянутая во времени свадьба (cyan) представляла яркое, обставленное множеством обрядов и обычаев действо, сопровождавшееся музыкой, песнями, плясками. Его участники были одеты в праздничную традиционную одежду, женщины доставали из сундуков все украшения.

Приход родственников на свадьбу предусматривал их материальное участие: близкие невесты приносили на сговор и свадьбу вино, пиво, угощения; родные жениха, получив сделанные руками девушки подарки, объявляли о намерении выделить молодым овцу, телку или гуся. Отведав приготовленное невестой угощение - мясную лапшу или блины из муки, взятой из родительского дома - оставляли в определенном месте деньги, подарки. Еще в середине нашего века сохранялся обычай, по которому невеста (cyaн удыр) поселялась перед свадьбой в доме дальних родственников - посаженых отца и матери, готовила подарки к свадьбе, лишь спустя некоторое время устраивалось в доме жениха свадебное пиршество. Старой традицией было возвращение молодой женщины после свадьбы на короткий срок в дом родителей. В XX в. в свадебном обряде марийцев произошли значительные изменения. В городских условиях свадьба проводится на новый лад: с торжественной регистрацией брака во Дворце бракосочетания, с поездкой по памятным местам города и широким застольем, в котором принимают участие не только родственники, но и знакомые. Однако в сельской местности современный гражданский обряд сопровождается многими старыми обычаями. Хотя прежний смысл ритуалов утрачен, попытки людей, знающих и любящих свою историю и культуру, воссоздать схему традиционной свадьбы, как правило, находят отклик у молодого поколения.
[ наверх ]


Современная свадьба
Современная свадьба разыгрывается как веселый спектакль с исполнением песен, частушек, плясок. Главное лицо на свадьбе - старший зять (куго вене). Его распоряжения приводит в исполнение саус - дружка. Обычно дружкой приглашают молодого человека, который хорошо танцует, поет. В руках у него плеть или палка с лентами и колокольчиками (онгыр). Он постоянно трясет ею, чтобы колокольчики звенели. В прошлом звону придавалось особое значение: он отгонял от молодых нечистую силу. Назначается 5-8 женщин (cyan вате), которые следят за тем, чтобы было весело. Вместе со своими мужьями они стоят рядом с дружкой и хлопают в ладоши, подбадривая присутствующих, побуждая их петь и плясать. Главная сваха (карт вате) следит за порядком проведения свадьбы, ее слушаются и старые и молодые.

Вечером за невестой приходят подруги и ведут ее в клуб. Там сажают на подушку, ставят перед ней на стол угощение, квас, вазу с цветами, на старинных полотенцах - хлеб с воткнутыми в корку монетками. Все, кто захотел прийти, угощаются, танцуют. Между тем в доме жениха собираются гости. Опаздывающих поторапливает саус, объезжая дворы на тарантасе, украшенном лентами.

Часов в 11 вечера за невестой приезжают жених с дружкой и уводят ее в дом посаженых отца и матери. Вместе с мешком с подарками молодые едут к дому жениха, где уже идет веселье. Посаженая мать подводит невесту к гостям, и начинается раздача подарков. Саус выкрикивает ; имя кого-либо из присутствующих. Тот . подходит к невесте, посаженая мать вынимает из мешка и подает невесте рубаху (для мужчины) или платок (для женщины). Гость, получивший из рук невесты подарок, кладет в ответ деньги на поднос. Эти деньги становятся собственностью невесты. В этот момент саус встряхивает кнутом с колокольчиками, сваты дробят ногами, хлопают, подпевают. После раздачи подарков жениха и невесту провожают с песней к клети, где приготовлены еда и питье, и запирают на ночь.

Гулянье в доме жениха продолжается два-три дня. После этого посаженый отец (ача кудыл) приглашает в гости невесту и ее мать. С ними идут и другие участники свадьбы. Веселятся всю ночь. Утром расходятся, по пути заходят гостить в дома, хозяева которых были на свадьбе.

На следующий день невеста в современном платье и фате и нарядный жених вместе с гостями едут на украшенных лентами и воздушными шарами машинах в клуб, где председатель колхоза или секретарь сельсовета в присутствии сельчан поздравляет молодых. Поездка заканчивается возложением цветов к памятнику погибшим на войне солдатам.

Так в свадьбе наших дней сливаются старые и новые обычаи. В семейных обрядах и общественных праздниках наиболее полно раскрывалось богатство музыкально-поэтического творчества марийцев. На свадьбу приглашались местные музыканты. Пели и танцевали на молодежных гуляниях. Песнями сопровождались трудовые процессы. Активное участие в них людей всех возрастов обеспечивало сохранение и дальнейшее развитие народных традиций. До последнего времени находились умельцы играть на старинных инструментах: волынке (шу-выр) с мехом из бычьего пузыря, барабане (тумбыр), деревянных трубах (пуч), на самодельных гуслях, скрипках, гармонях. Память народа сохраняет старые сказки и предания, обрядовые, лирические и шуточные песни. Музыкальные и танцевальные традиции живут сейчас в фольклорных коллективах.
[ наверх ]


Традиции общественного устройства марийцев
Первые поселения на новых землях основывались, как правило, группами родственных семей. Такая группа селилась несколькими дворами на земле, взятой у башкир-вотчинников в аренду. В договоре обозначались границы участка, перечислялись права поселенцев, называлась условная штата. В одном из типичных договорных документов начала XVIII в. говорилось, например, о праве припущенников-марий-цев землею "владеть, пашни пахать, хлеб сеять, в лугах сено косить, в лесах бревна и дрова рубить, лубья снимать и хмель щипать, бобров и выдр и другого всякого зверя и птицу побивать; також в тех местах рыбу ловить и дупленницы искать и другим всем употребляться...". "А оброку давать на год по пяти куниц, да по два батмана меду...". В качестве платы за землю предусматривалось долевое участие в выплате ясака, несение дорожных (ямских) повинностей, денежный или натуральный оброк в пользу вотчинников. Припуск мог со временем переоформиться в "вечное владение". Но в большинстве случаев земельные права были обретены марийцами лишь при Генеральном межевании, проведенном царской администрацией в XIX в. С перестройкой и разрастанием деревень, а главное - с экономическим расслоением крестьянства и ослаблением кровнородственных отношений замкнутость деревенских обществ нарушалась. Получив землю в собственность, местные жители могли сдать в аренду отдельные участки приезжим марийцам, а также русским, чувашам, татарам-кряшенам, мордве и даже допустить их поселиться в своей деревне. Особенно часто такие факты имели место на северо-западе Башкортостана. Марийская община XIX - начала XX в. характеризовалась как соседская, но в быту большую роль продолжали играть родственные отношения. Были стойкими обычаи трудовой взаимопомощи (у ма, вума), когда родственники помогали друг другу во время сенокоса, жатвы, обмолота хлебов, при постройке дома. Обязанностью родных было участие в свадьбах, больших поминках с внесением своей доли расходов. Марийская община отличалась глубокой связью с религиозной и обрядовой сферой жизни.
[ наверх ]


Праздники и коллективные обряды
Большие праздники у марийцев связаны с земледельческим циклом работ. Содержание их во многом определялось религией. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник агавайрем, или агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Под влиянием обычаев соседних народов его сроки передвинулись к лету и были приурочены к концу сева. Он призван был обеспечить хороший урожай. Собравшиеся в священном месте, разложив принесенное угощение, обращались к богу с просьбой дать урожай, благоприятствовать в приплоде скота, в разведении пчел. Кусочки еды бросали в костер. Моление заканчивалось совместной трапезой и игрищами. В местах проживания марийцев с башкирами и татарами агапайрем слился с сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми. Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы. В первый день перед молением проводили обряд су рем - изгнание духа-шайтана. Молодые мужчины обходили дворы под звуки тре-щеток и барабанов, ударяя по заборам и стенам домов прутьями и плетками. Им выносили угощение. Своеобразный праздник урожая (угин-де пайрем) проводили после уборки ржи. В каждом доме готовили кашу, блины, пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая, ожидали в гости родственников и соседей. Ставя перед ними на стол кашу из нового зерна, смолотого на ручных жерновах, произносили благопожелания в адрес духов-предков. Благодарственную молитву приносили "хозяину овина", угощаясь блинами после коллективной (в виде "помочей") молотьбы. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (шыл кас). Близкие люди собирались на угощение после отела коровы. В отдельных деревнях, где население прошло через обряд крещения, справляли христианские праздники: Пасху, Троицу и др. На Масленицу (Уйарня) - в основе языческий праздник - устраивали коллективные катания на санях с близлежащих холмов. Языческие верования оказались глубокими, древние обряды были приурочены к христианским праздникам. В годы советской власти в марийской деревне внедрялись новые праздники. Кроме общепринятых революционных праздников, разрабатывались сценарии торжественных церемоний посвящения в колхозники, проводов в армию или встречи воинов после службы. В школах устраиваются вечера для выпускников. В учебных заведениях и в семьях встречают Новый год. Торжественно и празднично проводят День урожая. Некоторые яркие моменты традиционных обрядов, лишенные религиозной окраски, включаются в новый быт.
[ наверх ]


Copyright © Anastasia Philippova 2004-2013
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
Быстровозводимые здания в Уфе
Доставка цветов в Уфе