Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.

Народное творчество белорусов

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.


Главная  //  Творчество  //  Народное творчество белорусов




Духовная культура Беларуси
Устное народное творчество
Развитие книжной и периодической печати в Беларуси

Духовная и материальная культура Белоруссии
В связи со слабым развитием профессионального искусства главную среду духовной культуры белорусской нации периода формирования капитализма и складывали народные формы искусства, традические обряды и обычаи. Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр, лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор. Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа -–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и частушки.

Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы, соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба, квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и разрисованные планки, фризы, конки.

Издревле большое развитие в Белоруссии получили художественные ремесла: керамика, ювелирное дело, ткачество, вышивка и особенно резьба по дереву. Белорусская резьба с середины XVII в. приобретает широкую известность не только в Белоруссии, но и за ее пределами. Резьба украшает карнизы оконных наличников белорусских хат, мебель, домашнюю утварь. Интересны и деревяннные статуи апостолов, святых, служившие для убранства церквей, резные алтари. Своеобразное художественное творчество белорусского народа особенно ярко проявилось в знаменитых протканных золотыми и серебряными нитями слуцких поясах (XVIII в.; один такой пояс хранится в Историческом музее в Москве).

На рубеже XVII — XVIII вв. широкое развитие в Белоруссии получает гравюра.
Т. Г. Шевченко. Катерина. 1842. Холст, масло. Государственный музей Т. Г. Шевченко. Киев.
Т. Г. Шевченко. Катерина. 1842. Холст, масло. Государственный музей Т. Г. Шевченко. Киев.
В XVIII — XIX вв. художественная жизнь в Белоруссии почти заглохла, исчезло даже прежде популярное искусство гравюры. Талантливые люди уезжали в Петербург, Москву, Варшаву или Вильно (Вильнюс). Лишь во второй половине XIX в. открылось несколько частных художественных школ, в том числе в Витебске художественная школа Ю. М. Пэна, из которой вышли многие крупные мастера. Во второй половине XIX в. весьма благотворное влияние на развитие белорусского искусства оказывает передовое демократическое русское искусство. Яркими представителями реалистического искусства Белоруссии второй половины XIX в. были живописцы Юрий Моисеевич Пэн (1854 — 1937) и Яков Маркович Кругер (1869 — 1940). Они писали реалистические сцены из жизни бедняков, пейзажи, портреты представителей демократической интеллигенции. Широко известны картины Я. М. Кругера «Погром» (ок. 1905; картина уничтожена жандармами), портрет минского скрипача Жуховицкого (1897, Художественный музей Белорусской ССР, Минск). На рубеже XIX — XX вв. начинает свой творческий путь, пишет пейзажи Белоруссии, в будущем крупный советский живописец Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872 — 1957).
М. К. Чюрленис. Морская соната. 1908. Холст, масло. Художественный музей им. М. К. Чюрлениса. Каунас.
М. К. Чюрленис. Морская соната. 1908. Холст, масло. Художественный музей им. М. К. Чюрлениса. Каунас.
[ наверх ]


Устное народное творчество
Устное народное творчество белорусов формировалось под непосредственным воздействием древних фольклорных традиций народов Киевской Руси. Фольклор разнообразен по жанрам. Наиболее ранний пласт образует поэзия календарно-земледельческого и семейно-обрядового циклов: колядные, масленичные, купальские, толочные (от толока – вид коллективного труда), свадебные, крестинные и др. песни. К необрядовой поэзии относятся песни лирические (То ль свет, то ль светает), исторические, рекрутские, чумацкие, шуточные. Значительную часть исторических составляют песни о набегах татар, хронологически относящиеся к 15–16 вв. В этих песнях обычно не описываются конкретные исторические события, но на их фоне передаются переживания героев (Ой, летел – полетел да серый орел). К песенным жанрам принадлежит баллада. Известно более ста сюжетов баллад (дочь – птица; свекровь обращает невестку в рябину; братки – встреча брата и сестры). В этих сюжетах прослеживается явная связь с балладами других славянских народов. Повествовательные жанры представлены сказками, былинами, легендами, преданиями (О крыжацких могилках), анекдотами. Отличительная особенность белорусского сказочного эпоса – сказки о героических богатырях-осилках (осилок – силач), побеждающих различных чудовищ (Кузнец – богатырь; Вдовий сын; Васька Попелышка). К более поздним относятся сказки социально-бытовые (Иванко Простачок; Пану наука; Мужик и пан; Завистливый поп). Сословные отношения, народная мораль, жизненный опыт отражены в малых жанрах устно-поэтического творчества: пословицах, поговорках, загадках (Панам сеют, жнут и косят, а себе хлеба просят; Поп и с живого и с мертвого дерет). Исторические песни, былины, баллады исполнялись домрачеями под аккомпанемент домры. Сказки, легенды, предания рассказывали бахари. Домрачеи и бахари являлись непременными участниками коляд, русалий и других народных обрядов. Такие драматические элементы устно-поэтического творчества способствовали становлению народного театра.
[ наверх ]


Развитие книжной и периодической печати в Белоруссии
Буржуазная реформа 60-х годов 19 в. не изменили коренного положения в отрасли печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от предыдущей цензуры освобождали только столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 100 печатных листов. Все иллюстрированные сатирические выпуски и вся провинциальная печать оставались по-прежнему под цензурой. В 1882 г. был принят закон, согласно которому пресса становилась в полную зависимость от самовладения чиновников.

В 60-80 г.г. 19 в. в местных изданиях Беларуси выходили исключительно религиозная и богословная литература, грамматики и азбуки, небольшие сборники стихов. Книги выпускались главным образом на русском, еврейском и польском языках, несколько книг в год выходило на литовском языке. На бел. языке за эти года в стране не было выпущено ни одной книги.

Периодическая печать в Беларуси была представлена только официальными органами. Среди них “Губернские ведомости”, которые выдавались за казенную плату губернскими управлениями пол присмотром вице-губернаторов. “Губернские ведомости” не имели широкой признательности у читателей среди местного населения. “Епархиальные ведомости” предназначались для православных праздников, преподавателей и учащихся духовных училищ и семинарий. Их издание было вызвано борьбой православной церкви с католической, после восстания 1863-1864 г.г.

В стране также выходила газета “Виленский вестник”, редактором которой являлся известный этнограф А. Киркор. Газета выражала интерес той части партии “белых”, которая надеялась достигнуть своих целей мирными средствами – путем разговора с царизмом. Такая позиция газеты устраивала большинство местных помещиков, которые и сложили основную массу ее подписчиков. На страницах журнала “Вестник Зап.России” (редактор-издатель К. Говорский), как и др. официальных периодических изданий, восхваляли царизм и православную церковь, защищали шовинизм местной администрации и все ее мероприятия по расширению русского влияния в стране, осуждалось восстание 1263-1264 г., искажались его идеи и действующие силы. Экскурсы в историю, материалы по этнографии и культуре Беларуси, которые размещались на страницах официальных органов, в своем большинстве утверждали, что Беларусь и белорусы не имеют права на самостоятельное политическое и культурное развитие.

В 1886 г. началось издание в Беларуси первой легальной, не зависимой от правительства, литературно-политической газеты “Минский листок”. С 1902 г. она выходила под названием “Северо-Западный край”. В “Минском листке” сотрудничали поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Я.Богданович, М.Я.Янчук, М.В.Довнар-Запольский и др. На страницах газеты печатались материалы и исследования по этнографии, фольклору и истории Беларуси, стихи белорусских поэтов на родном языке, критические взгляды на произведения литературы и искусства 19 века.

В 90-е г. 19 века началось некоторое оживление подцензурной белорусской печати. Поэма “Тарас на Парнасе”, например, трижды переиздавалась в Витебске, дважды в Гродно и Могилеве. В 1900-1905 гг. вышли из печати маленькие книжечки: “Вязанка” Я.Лучины, “Калядное писание 1904г.”, “Великодное писание” и “Переложение некоторых басен Крылова на белорусское наречие” М.Косиля.

В 1906 г. в Петербургском издании “ Заглянет солнце в наше оконце” были выпущены: “Белорусский букварь, или Первое научное читание” и “Первое читание для детей – белорусов”, напечатанные кириллицей и латиницей. Затем издательство начоло выпуск серии книжек “Белорусские песняры”, за изданием которой вышел сборник стихов “Дудка белорусская” и “Смут белорусский” Ф.Богушевича, “Жалейка” Я.Купалы. Петербургский комитет по делам печати начал криминальное превледование издательства.

В 1908-1914 гг. на книжный рынок поступили белорусские издания семидесяти названий общим тиражом 226.000 экземпляров1. Революция 1905-1907 гг. вызвала оживление периодической печати. Появилось множество новых газет и журналов разных политических направлений. Наиболее значительными местными буржуазно-либеральными изданиями были “Северо-Западный голос”, “Свободное слово”, “Голос провинции”, “Окраина” и др.

Октябрьско-черносотенная печать Беларуси была представлена “Белорусским вестником”, “Минским словом”, “Крестьянином”, “Северо-Западной жизнью” и др. изданиями. Характерным отличием права и прессы являлись антипольские и антиеврейские выступления, непризнание белорусской нации.

В годы революции местные социал-демократические организации издавали нелегальные газеты “Листок полесского комитета РСДРП”, “Листок Северо- Западного союза РСДРП”, “Минский летучий листок”, “Солдатская жизнь” и др. Для пропаганды своих идей Минская большевистская группа использовала газету “Северо-Западный край”.

1 сентября в Вильно вышел первый номер еженедельной газеты на белорусском языке “Наша доля”, которая издавалась группой деятелей Белорусского социалистического общества. Пять из шести номеров этой газеты были конфискованы, на шестом номере ее издание остановлено. Решением судовой палаты в январе 1907 г. издание “Нашей доли” окончательно запрещено. 3 сентября 1906 г. в Вильно начала выходить газета “Наша нива”.
[ наверх ]


Литература:
1. Энциклопедия Кругосвет - http://www.krugosvet.ru, статья Людмилы Царьковой "Белорусская литература"
2. “История Беларуси” Я.К.Новика и Г.С.Марцуля, ч.1,Мн1998,стр.401
3. История белорусской советской литературы. Минск, 1977
4. Энциклопедия искусств - http://ickust.claw.ru
Copyright © Anastasia Philippova 2004-2014
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа