Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана





     Народы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Костюмы
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Орнамент
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Традиции, обряды, обычаи
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Фотоальбом
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Об Уфе
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Библиотека
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Творчество
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Имена
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Языки
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О герое
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Викторина
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Арт-уголок
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     О чём поёт курай?
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мы соединяем континенты
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Мгновение
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     ТЕТ-А-ТЕТ
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
     Поиск
     Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана
 





Культура народов Башкортостана
Подписаться письмом




      Победитель конкурса 'Интернет-Уфа 2006'    Победитель конкурса тематических сайтов среди студентов УГАТУ в 2006

      Победитель казахстанского конкурса Виртуальные миры 2006

      Победитель Магнитогорского Регионального конкурса Виртуальный мир 2006 в категории Мир знаний              

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.

Народное творчество чувашей

Моя родина - Башкортостан. Сайт о культуре народов Башкортостана.


Главная  //  Творчество  //  Народное творчество чувашей



Чуваши - народ с богатыми фольклорными традициями. Даже с освоением новых территорий, и в том числе Приуралья, рано оторвавшись от материнского этноса, они сохранили многие традиционные пласты, которые составляют подлинную национальную классику, ядро культуры.

Устное народное творчество
Декоративно-прикладное искусство
Вклад чувашей в мировую культуру
Чуваши в Башкортостане

Устное народное творчество
В чувашском устно-поэтическом творчестве представлены почти все жанровые виды и формы, за исключением, видимо, эпических произведений. Богат сказочный фольклор (юмах, халап), который подразделяется на три основные группы: волшебные или героические, бытовые сказки и сказки о животных. Волшебные сказки в основе имеют художественный вымысел, отличаются обильной фантазией, их главный идейный мотив - борьба со злом за правду, за счастье народа. В сказках о животных в аллегорической форме отображена жизнь людей и их взаимоотношения, а в бытовых - осмеиваются общие человеческие недостатки и пороки. И тем, и другим присуща общая для них сатирическая и юмористическая направленность.

Чувашские пословицы (ваттисен самахесем) и поговорки (каларашсем), составляющие другой жанр устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений.

Чрезвычайно богато представлен у чувашей песенный фольклор (юра). Бытовали трудовые, обрядовые, свадебные, поминальные, рекрутские, застольные, лирические, а также исторические песни. Среди молодежи широко распространенными были любовные, посиделочные, хороводные, игровые и шуточные песни и баллады. Важное место в песенном жанре принадлежит частушкам (такмак).

Вокальная музыка была в основном одноголосой. Дуэтное пение, а также двухголосие и многоголосие получили распространение в контактных зонах -под влиянием русских, мордвы, украинцев и др. По многочисленным исследованиям специалистов, в Приуралье сохранилось множество архаичных музыкально - фольклорных явлений, которые давно уже исчезли в остальных регионах, в том числе в Чувашии. Например, здесь достаточно устойчиво бытуют такие обрядовые комплексы , как вайа, уяв, нартукан, и т.д. К архаическим явлениям, законсервировавшимся в фольклоре приуральских чувашей, следует отнести также часто повторяющиеся в обрядовых песнях (свадебных, поминальных, святочных и др.) ярко выраженные дохристианские (языческие) сюжетные мотивы. Неотъемлемой частью народного творчества являются танцы (таша). Мелодии женских танцев были умеренными, мужских - быстрыми и оживленными. Движения девушек (женщин) в танце обычно плавные, мягкие и очень выразительные. Мужской же танец по сравнению с женским резко контрастен -отличается удалью и задором, темпераментностью и быстротой движений.

Исполнение большинства песен и танцев у чувашей сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Традиционными из них являлись волынка- пузырь (шапар), гусли (кесле), скрипка (сёрме купас), дуда (шахлич), барабан (параппан) и др.Однако при этом следует иметь в виду, что барабан как музыкальный инстумент применялся в основном среди верховых чувашей. Разновидностью волынки-пузыря являлась зурна - сарнай, которая обычно изготовлялась из цельной шкуры животных - козы или жеребенка - и отличалась богатством звучания. Со второй половины XIX века чувашам стали известны также русская балалайка (тамра), гармонь (хут купас), а еще позже - гитара, мандолина, баян и другие музыкальные инструменты. Примечательно, что традиция игры на волынке-пузыре (шапар) среди приуральских чувашей держалась довольно долго - вплоть до 50-60-х годов XX в., тогда как остальные инструменты рано вышли из бытования и сохранились в основном в воспоминаниях сторожилов. В настоящее время чувашские народные инструменты используются в основном фольклорными коллективами и профессиональными артистами.
[ наверх ]


Декоративно-прикладное искусство
Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами. В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. Вероятно, под влиянием башкирского и татарского населения среди чувашей Приуралья прочно утвердилась традиция узорного тканья занавесей (чаршав) и многоцветных шерстяных ковров (палас). Широкое распространение получило шитье бисером, монетами, рако-винами-ужовками (хуртпусси), особенно при изготовлении головных уборов и украшений.

Другим видом декоративного искусства - резьбой по дереву - занимались в основном мужчины. Резьбой украшали домашнюю утварь - чаши и ковши для пива (алтар, сара курки), солонки, кадушечки для хранения белья, (супсе), прялки, мебель, столбы ворот, карнизы, фризы и наличники домов. У чувашей-язычников, в том числе и на территории Башкортостана, определенное развитие получило самобытное и достаточно древнее искусство малой скульптуры, которое проявилось главным образом в сооружении каменных и деревянных намогильных памятников - юпа.

Ювелирное искусство - чеканка, инкрустация, изготовление металлических украшений и т.п. - среди чувашей было развито незначительно. Видимо, это объясняется тем, что в связи с массовыми антифеодальными крестьянскими выступлениями в XVII-XVIII вв. чувашам, как и другим народам Урало-Поволжья, было запрещено производство изделий из металла.
[ наверх ]


Вклад чувашей в мировую культуру
Чуваши Башкортостана внесли весомый вклад не только в национальную и отечественную, но и мировую культуру, науку, литературу и искусство. Здесь родились и выросли многие выдающиеся деятели чувашской национальной культуры. Так, село Слакбаш Белебеев-ского района является родиной К.В. Иванова (1890-1915) - классика национальной художественной литературы. Его бессмертная поэма "Нарспи" - самое любимое произведение чувашского народа - навсегда вошла в золотой фонд мировой поэзии. Отдавая дань уважения таланту поэта, международная организация ЮНЕСКО в 1990 г. включила юбилей К.В. Иванова во Всемирный календарь памятных дат года. В селе Слакбаш родился также Я.Г. Ухсай (1911-1986) -народный поэт Чувашии, лауреат Государственной премии РСФСР им. A.M. Горького. Достойное место в чувашской литературе занимают прозаики М.Н. Данилов-Чалдун (1894-1944), Ф.Н. Вуколов-Эрлик (1902-1979), поэты И.А. Петрова-Нарс (1913-1983), С.А. Васильев (1903-1989), В.Е. Петров (1939-1986), А.С. Савальев-Сас (род. в 1932 г.). С Башкортостаном неразрывно связаны жизнь и творчество талантливых журналистов, какими были И.Т. Гурьев и В.Ф. Матвеев, А.И. Матвеева-Нухрат и К.Ф. Тарасов-Ухик.

В Башкирии сделали первые шаги в живописи и получили известность заслуженные художники Чувашии И.Т. Григорьев (1906-1984) и И.И. Григорьев (род. в 1943 г.) (отец и сын), и А.Н. Алимасов (род. в 1935 г.).

Определенный вклад в мировую и отечественную науку внесли ученые чуваши - выходцы из Башкортостана: И.Н. Антипов-Каратаев (1888-1965) - известный почвовед-физикохимик, действительный член АН Таджикистана; доктора наук, профессора - А.Н. Тихонов, А.Г. Терентьев, А.С. Ефимов, В.Я. Кошкарев, Г.Е. Корнилов, Ф.П. Васильев, И.И. Захаров, А.А. Кондратьев, Ю.Н. Никифоров и др.

В Башкирии жили и плодотворно трудились многие ученики И.Я. Яковлева: чувашский историк, философ, педагог и общественный деятель Г.И. Комиссаров (Вантер) (1883-1969), талантливый математик, педагог, инспектор первого в г. Уфе городского 4-классного училища и директор народных училищ Оренбургского учебного округа П.И. Миронов (1861-1921). Благодаря им в 1918 г. в г. Уфе была открыта Чувашская учительская семинария, впоследствии преобразованная в Приуральский чувашский педагогический техникум. До перевода техникума в 1930 г. в г. Беле-бей он выполнял функции чувашского культурного центра в столице республики. Стараниями учеников И.Я. Яковлева и его последователей до революции (1917 г.) в Уфимской губернии было открыто 108 чувашских школ.

Чуваши Башкирии по праву гордятся и своими героями. Из 51 чуваша, удостоенного в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, 8 являются представителями Башкортостана. Чуваши Башкортостана отличились и в мирном труде, дав стране 6 Героев Социалистического Труда.
[ наверх ]


Чуваши в Башкортостане
Нынешнее национальное общественное движение чувашей Башкортостана начало формироваться в середине 80-х годов. Этому способствовали демократизация общественной жизни, рост национально-культурных обществ в городе. В скором времени Общество обрело функции республиканского центра чувашской диаспоры - органа, координирующего и направляющего усилия по удовлетворению неотложных национально-культурных потребностей чувашского населения РБ в области языка, образования, печати, искусства и т.д. Филиалы и отделения Общества имеются во многих городах и районах республики, в которых компактно проживают чуваши.

О национальном возрождении чувашской диаспоры в Башкортостане свидетельствуют многие факты. Благодаря деятельности Общества чувашской культуры и при поддержке Верховного Совета РБ с 1989 г. в городе Белебее начато издание республиканской газеты на чувашском языке "Урал сасси" ("Голос Урала") . Газеты на чувашском языке способом дубляжа издаются в Аургазинском и Бижбулякском районах. В Башкортостане успешно работает республиканское литературное объединение "Шуратал" ("Агидель"). Ныне оно объединяет около 50 человек, увлеченных творчеством. Их произведения периодически публикуются в газете "Урал сасси", газетах и журналах Чувашии.

С 1994/1995 учебного года началось становление чувашского отделения при филологическом факультете Стерлитамакского государственного педагогического института, которое будет готовить преподавателей чувашского и русского языков для чувашских школ Башкортостана. В подготовке кадров для начальных школ и дошкольных учреждений большую работу проводят педагогические училища в Белебее и Стерлитамаке.

С января 1993 г. в г. Уфе начала работать чувашская народная (воскресная) школа им. П.М. Миронова, а с 1996 г. - воскресная школа в г. Стерлитамаке.

В 1997 г. сеть образовательных учреждений с углубленным изучением языка, истории и культуры чувашского народа пополнилась чувашской гимназией, которая открылась в г. Белебее.

С февраля 1993 г. начал свою деятельность Союз чувашской молодежи РБ. Союз ставит своей задачей комплексное решение вопросов консолидации и общественно-политического воспитания молодежи, обеспечения правовой и социальной защиты, организации республиканских молодежных мероприятий.

Событием огромной важности, имеющим значение для национально-культурного развития чувашей Башкортостана, можно считать приезд в республику в марте 1994 г. правительственной делегации Чувашской Республики. Итогом этого визита стал Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 24 марта 1994 г. президентами двух братских республик М.Г. Рахимовым и Н.В. Федоровым. Государственной заботой и пониманием проблем чувашской диаспоры проникнуты два правительственных документа, которые приняты в 1995 г. - это Указ Президента РБ и Постановление Кабинета Министров РБ о мерах по социально-культурному развитию д. Суук-Чишмы Кармаскалинского района.

Чуваши Башкортостана, их национально-культурные объединения и ассоциации активно участвуют в культурных и общественно-политических мероприятиях Башкортостана и Чувашской Республики.
[ наверх ]


Ссылки по теме:
1. Республика Чувашия- культура быта чувашей

Литература:
1. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа, изд-во:"Башкирская энциклопедия", 1996г.
Copyright © Anastasia Philippova 2004-2017
Использование материалов возможно только при цитировании адреса сайта

Реклама:





Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика


Партнеры:
физиотерапевтическое оборудование
Быстровозводимые здания в Уфе
доставка цветы Уфа